Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Государственные финансы России в 1992 г.

Государственные финансы накануне первого года экономических реформ
В последние предреформенные годы система государственных финансов Советского Союза и России характеризовалась стабилизацией поступлений по основным бюджетным источникам: платежам из прибыли предприятий и налогу с оборота. В то же время продолжал увеличиваться объем бюджетных расходов. Ухудшение финансового положения государства резко ускорилось в 1990 году. Это связано с эскалацией социальных программ, а также с ростом объемов государственных субсидий после централизованного повышения закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию (осень 1990 г.) и оптовых цен на промышленную продукцию (январь 1991 г.) при неизменных розничных ценах. Поэтому в конце 1990 г. - начале 1991 г. союзное и республиканские правительства в процессе бюджетного планирования для улучшения финансового положения старались увеличить долю государственных доходов в ВВП за счет введения дополнительных налогов: налога с продаж; налога на фонд заработной платы, поступающего в фонд стабилизации; повышения ставки отчислений на социальное страхование до 26%; изъятия части (20%) амортизационных отчислений предприятий; использования порядка обязательной продажи части валютной выручки предприятий-экспортеров по завышенной обменной ставке рубля. Согласно бюджетным проектировкам, должен был резко снизиться удельный вес налогов на доходы предриятий и граждан в пользу обложения заработной платы и имущества предприятий (отчислений от амортизации). Эти меры были направлены на повышение нормы обязательных налоговых изъятий, которая в Советском Союзе в предшествующие годы колебалась от 42% до примерно 55% ВВП.
Как и можно было ожидать, эти проекты не были реализованы. Правительства всех уровней, исходя из политических целей, принимали решения, идущие вразрез с первоначальными бюджетными проектировками. Были снижены ставки налогообложения физических лиц, ставки налога на прибыль, налог на продажи превратился из кумулятивного адвалорного налога (что предполагалось в проектах) в аналог налога на добавленную стоимость, для многих товаров была установлена нулевая ставка налога на продажи.
Необходимо принимать во внимание и важнейшие макроэкономические процессы в сфере реальной экономики, негативно воздействовавшие на ситуацию в области государственных финансов, уменьшая базу налогообложения. Произведенный национальный доход в сопоставимых ценах снизился за 1991 год по сравнению с 1990 годом в России и на Украине на 11%, Казахстане на 10%, Молдове на 12% и т.д. Объем производства промышленной продукции в государствах, входящих в СНГ, упал на 7,8%. Снижение стоимости валовой продукции сельского хозяйства составило 7%. Экспорт из государств содружества сократился на 32,6%, импорт - на 43,9%. Розничный товарооборот уменьшился на 7%.
В результате уже к концу первого квартала 1991 года стала ясна невозможность реализации первоначальных бюджетных проектов: союзный бюджет в доходной части был исполнен на 40% от прогнозируемого объема, бюджет России - на 60%. Попыткой улучшить положение бюджетов всех уровней стала реформа розничных цен, проведенная 2 апреля 1991 года. Розничные цены были увеличены примерно в два раза и частично либерализованы. Эта мера по своему замыслу должна была сократить объем дотаций, увеличить уровень поступлений налога с оборота, налога на прибыль и налога с продаж. Однако ускорение роста доходов населения (одним из факторов которого была сама реформа цен), произошедшее в т.ч. за счет бюджетных источников, и опережающий рост оптовых цен по сравнению с розничными (в 1991 г. оптовые цены выросли в 2,95 раза, розничные - в 2,4), увеличивший бюджетные дотации и уменьшивший поступление налога с оборота, свели к нулю положительное воздействие реформы цен на государственные финансы.
В первом полугодии 1991 года дефицит союзного бюджета достиг 60 млрд.рублей, примерно в два раза превысив плановые ориентиры. Дефицит республиканского бюджета России, несмотря на существенное сокращение расходов, составил 10 млрд.руб., достигнув значения, первоначально предусмотренного на весь 1991 год. К концу года все ухудшающиеся отношения между союзным и республиканскими правительствами и дальнейший окончательный распад Союза ССР еще больше усложнили бюджетную ситуацию. Дефицит союзного бюджета за 1991 год составил 83,2 млрд.руб., а в сумме с общесоюзным внебюджетным фондом стабилизации экономики - 119,6 млрд.руб. Дефицит республиканского бюджета Российской Федерации за 1991 г. составил (с учетом погашения разницы в ценах на сельскохозяйственную продукцию за счет кредитных ресурсов) 109,3 млрд.руб. (табл.2.2.1). В целом дефицит консолидированного бюджета государств, входивших в состав СССР, увеличился с 8% ВВП в 1990 году до примерно 13-16% в 1991 году (без адекватного учета доходов и расходов от внешнеэкономической деятельности).
 
Состояние государственного бюджета в 1992 году
Описанная финансовая ситуация в совокупности с нараставшим спадом объемов производства и внешней торговли предопределила необходимость осуществления комплексного, крайне сжатого по срокам варианта экономической реформы в России. Проведенная либерализация большей части цен практически лишь узаконила факт полного развала системы государственного централизованного ценообразования и реализовала переход инфляции из подавленной формы в открытую. Стремление правительства избежать гиперинфляции в ходе либерализации цен и ликвидации денежного навеса потребовало проведения жесткой бюджетной и кредитно-денежной политики. Это, в свою очередь, детерминировало основные принципы налоговой реформы: стабилизация доли обязательных налоговых изъятий на уровне, имевшем место в Союзе ССР в 1988-1990 годах; увеличение доли косвенного, адвалорного налогообложения, позволяющего обеспечить стабильность доходов бюджета при растущих ценах; создание равных условий налогообложения для экономических агентов всех форм собственности.
Кроме того, радикально изменились соотношения доходов и расходов государства на всех уровнях администрации, осуществляющей исполнение бюджета. Это объясняется не только переходным характером экономики России, но и главным образом тем, что система государственных финансов в 1992 году впервые начала выполнять весь комплекс функций, свойственных бюджету независимого государства*.
В финансовой политике, проводимой в 1992 году правительством Е.Т.Гайдара, могут быть выделены три достаточно ярко выраженные фазы. Первая фаза - с начала года по конец весны - относительно жесткая бюджетная политика; вторая фаза - лето - ослабление бюджетной политики, резкий рост дефицита государственных финансов; с осени по декабрь месяц - третья фаза - принятие чрезвычайных рестрикционных мер, ужесточение характера бюджетной политики (табл.2.2.2, табл.2.2.3).
В первоначальном проекте бюджета на первый квартал 1992 года предполагалась сбалансированность доходов и расходов за счет резкого сокращения расходов (в первую очередь, на народное хозяйство и оборону) и весьма высокой доли доходов государства в ВВП. В уточненном Верховным Советом варианте бюджета на первый квартал был предусмотрен дефицит республиканского бюджета в размере 64,7 млрд. рублей или 5,8% прогнозного ВВП России. Фактически доходы консолидированного бюджета составили за три месяца 1992 года - 382,2 млрд.рублей, расходы - 360,7 млрд.руб. Дефицит республиканского бюджета за январь - март составил 50,5 млрд.рублей (около 3,8% ВВП) с учетом расходов, предусмотренных планом первого квартала, но профинансированных в апреле, а без учета данных расходов 4,7 млрд.руб. (около 0,3% ВВП). При этом расходная часть бюджета исполнялась в меру поступления доходов. Расходы составили около 85% уточненного плана.
В апреле и мае 1992 года продолжалась ориентация на жесткую бюджетную политику. В апреле дефицит республиканского бюджета без учета плановых расходов, профинансированных позднее, достиг 52,9 млрд.рублей (1,1% ВВП), в мае - 123,1 млрд.руб. (4,1% ВВП).
В то же время к середине весны начало усиливаться давление на Правительство и Президента с целью финансовой поддержки населения и предприятий. В результате с мая по август было принято около двух десятков законов Российской Федерации, указов Президента и постановлений Правительства, требующих дополнительного финансирования в сумме около 400 млрд.руб., направляемого на социальные цели. Вопросы поддержки отечественной промышленности, сельского хозяйства и других отраслей, а также преодоления кризиса неплатежеспособности решались путем расширения объемов кредитования. За счет средств Центрального Банка были предоставлены кредиты на пополнение оборотных средств предприятий (300 млрд.руб.), на инвестиции (70 млрд.руб.), предприятиям АПК (около 700 млрд.руб.), для осуществления досрочного завоза продуктов в районы Крайнего Севера (более 200 млрд.руб.) и др. Практически все эти кредиты были льготными и средства на их обслуживание выделялись из республиканского бюджета, в основном начиная с четвертого квартала 1992 года.
По сравнению с первым кварталом расходы бюджета на народное хозяйство в первом полугодии увеличились с 7,9% до 9,7% ВВП, за 7 месяцев они составили 11,8%, за 8 месяцев - 13,3%. Аналогично расходы социального характера выросли с 6,8% ВВП в первом квартале до 9,3% ВВП за 8 месяцев 1992 г., оборонные расходы - с 4,2% ВВП до 6,3% ВВП, расходы на содержание органов государственного управления и правоохранительных органов с 2,0% ВВП до 2,5% ВВП (табл.2.2.4).
Эти процессы наряду с недопоступлением доходов бюджета по сравнению с предполагаемыми привели к резкому ухудшению состояния государственных финансов. Дефицит республиканского бюджета за первую половину 1992 года составил 301,3 млрд.руб. (7,5% ВВП). При этом в апреле, мае, июне профинансировано 70% плановых расходов в счет второго квартала. Доходов же получено 73% от ожидавшихся во втором квартале. В июле дефицит достиг 492,9 млрд.руб. (9,9% ВВП). За восемь месяцев он составил 820 млрд.руб. (примерно 13,5% ВВП). При этом надо учитывать, что в июле-сентябре в счет плана второго квартала были профинансированы расходы на сумму около 180 млрд.рублей.
Эскалация роста денежной массы, вызываемая наряду с монетизацией дефицита бюджета расширением кредитования предприятий и положительным сальдо торгового баланса с государствами рублевой зоны, привела к концу лета к существенному ускорению роста цен и снижению обменной ставки рубля. Серьезную роль в ускорении инфляционных процессов сыграли и структурные факторы - переход к использованию сельскохозяйственного сырья по ценам нового урожая и осуществленный в сентябре очередной этап либерализации цен на энергоносители. Вызванное этим усиление инфляционных ожиданий экономических агентов, в свою очередь, не могло не повлиять на величину спроса на деньги, что ускорило инфляцию и вызвало обвальное падение обменной ставки рубля в сентябре.
Вследствие описанных причин усиление рестриктивного характера бюджетной политики осенью 1992 года вновь стало одной из главных макроэкономических задач Правительства. Обеспечение непревышения предельного размера дефицита федерального бюджета, установленного законом "О бюджетной системе Российской Федерации на 1992 год" (950,1 млрд.руб.), требовало удержать прирост дефицита в сентябре-декабре в пределах 130 млрд.руб. или 13,6% годовой величины дефицита. В сентябре-ноябре были резко сокращены расходы государства. К декабрю 1992 года расходы на народное хозяйство сократились до 11,8% ВВП, на социальные цели - до 8,3% ВВП, на оборону - до 5,1% ВВП (табл.2.2.4). Одновременно в октябре-ноябре 1992 года произошел значительный рост налоговых поступлений. Доходы бюджета налогового характера увеличились с 26% ВВП в сентябре до 32% ВВП в ноябре 1992 года.
В результате в сентябре дефицит республиканского бюджета России снизился с 820 млрд.руб. до 716 млрд.руб. или до 8,8% ВВП. Разумеется, при этом возникла задолженность бюджета перед учреждениями социальной сферы по оплате труда, нарушились расчеты за поставки вооружений, расчеты с сельским хозяйством и т.д. Эти расходы финансировались по мере поступления доходов. В октябре 1992 года фактический дефицит федерального бюджета составил 533,7 млрд.руб. или 5,2% ВВП. При этом недофинансировано 346,8 млрд.руб. плановых расходов на 10 месяцев. В ноябре дефицит республиканского бюджета снизился до 4,9% ВВП (622,7 млрд.руб.). Местные бюджеты за одиннадцать месяцев 1992 года исполнены с превышением доходов над расходами в сумме 388,1 млрд.руб.
Дефицит федерального бюджета за двенадать месяцев составил 958 млрд.руб. (6,4% ВВП), что лишь немного больше предельного размера дефицита, установленного законом "О бюджетной системе РФ на 1992 год". В то же время прирост расходов консолидированного бюджета за декабрь месяц составил более 60% месячного ВВП, прирост дефицита федерального бюджета - 13,4% ВВП декабря месяца (табл.2.2.2). Превышение доходов над расходами местных бюджетов по итогам года составило 316 млрд.руб.
Приведенные данные должны быть скорректированы, если принимать во внимание ряд финансовых операций, связанных с внешнеэкономической деятельностью, которые не учитываются в отчетности Министерства финансов России. При оценке доходов бюджета необходимо учитывать средства, которые государство получало в первом полугодии 1992 г. в результате обязательной реализации части валютной выручки предприятий-экспортеров по завышенной обменной ставке рубля (0,05 долл./руб.). Доходы бюджета в первом полугодии составили около 110 млрд.руб., учитывая как поступления в Республиканский валютный резерв, так и часть валютной выручки, оставляемой предприятиями-экспортерами за границей для централизованных закупок продовольствия, медикаментов, минеральных удобрений и др. При оценке расходов необходимо принимать во внимание субсидирование импорта, которое в первом полугодии осуществлялось путем продажи валюты предприятиям-импортерам по завышенной обменной ставке (в январе - июле- в среднем около 0,05 долл./руб.). Со второго полугодия 1992 года был введен единый курс рубля и предполагалось,что с лета предприятия - импортеры будут покупать валюту по рыночному курсу,а если продажа импортируемых товаров осуществляется по ценам более низким, чем контрактные цены,пересчитанные в рубли по курсу, то дотирование разницы осуществляется из бюджета.Однако на практике этот порядок был скорректирован. Предприятиям - импортерам выделялась валюта, но они не погашали немедленно возникающих перед бюджетом обязательств. Сначала осуществлялся ввоз товара, затем его продажа по расчетной цене, которая в среднем составляла около 30% от контракной, пересчитанной в рубли, и выручка вносилась в бюджет. В результате цены импортируемых за счет государственных кредитов товаров дотировались примерно на 70%. Если принимать во внимание импорт, осуществляемый за счет средств, оставленных экспортерами за границей (1016 млн.долл.), импорт за счет средств Республиканского валютного резерва (606 млн.долл.), импорт за счет внешних кредитов, обязательства по выплате которых несет государство (7,1 млрд.долл. в первом полугодии, 8,8 млрд.долл. за три квартала и 10,8 млрд.долл. в целомза 1992 год), то дотации к ценам импортируемой продукции составляют около 1600 млрд.руб., из которых подавляющая часть профинансирована за счет внешних кредитов. С учетом приведенных оценок дефицит республиканского бюджета достигает в 1992 году примерно 17% ВВП.
 
Налоговая политика в 1992 году
Реконструкция системы государственных финансов в 1992 году (табл.2.2.5, 2.2.6) показывает, что доходы бюджета и внебюджетных фондов составили около 46% ВВП. Это примерно соответствует уровню, наблюдавшемуся в СССР в относительно благополучные с точки зрения состояния финансов 1980 - 1985 годы и значительно выше уровня прошлого года. При этом значительный рост доли доходов в ВВП произошел в четвертом квартале 1992 года. Доходы государственного бюджета России возросли с 28,1% до 35,5% ВВП. По итогам года доходы государства несколько выше предусмотренных июльским законом о бюджетной системе, но ниже, чем в Законе "Об уточнении показателей республиканского бюджета РФ на 1992 год" от 18.12.92г.
Поступление налогов в консолидированный бюджет России в 1992 году хотя и имело тенденцию к увеличению, отличалось серьезной нестабильностью. Это вызывалось как флуктуациями налоговых поступлений, так и динамикой ВВП (табл.2.2.7,2.2.8).
Более подробный анализ динамики налоговых поступлений в бюджеты Российской Федерации показывает, что эластичность налоговой системы пока явно недостаточна для того, чтобы в условиях высокой инфляции обеспечивать рост доходов бюджета в меру роста номинального объема ВВП (табл.2.2.9). В мае, июне, сентябре 1992 г. эластичность налоговых поступлений по ВВП была заметно ниже единицы.
Поступления налога на прибыль за 12 месяцев 1992 года составили 29,5% общего объема доходов консолидированного бюджета. На величину реального изъятия прибыли предприятий в настоящее время воздействуют, с одной стороны, налоговые льготы, составившие, в частности, за девять месяцев 1992 г. около 110 млрд.руб., с другой стороны, темпы роста заработной платы по сравнению с изменениями законодательно регулируемой величины оплаты труда, включаемой в себестоимость. Взаимодействие названных факторов привело к тому, что норма изъятия балансовой прибыли увеличилась с 17% в первом квартале до почти 33% за первое полугодие 1992 года. В третьем квартале фактическая ставка налога на прибыль составила 35,3%, за девять месяцев - 31,6%. Следует отметить, что налоговые льготы, используемые предприятиями, составляют примерно третью часть от намечавшихся в бюджете.
На налог на добавленную стоимость в январе-декабре приходилось 37,6% общего объема поступлений в бюджет, на акцизы - около 4%. Эластичность поступлений налога на добавленную стоимость и акцизов по ВВП в первом квартале была достаточно высокой. Это объясняется низкими объемами их поступлений в начале года и быстрым ростом в феврале и марте, что связано с преодолением организационных трудностей при внедрении новых для хозяйства налогов. Во втором квартале резкое снижение темпов роста поступлений акцизов и НДС вызвано кризисом неплатежеспособности предприятий и, до некоторой степени, накоплением запасов готовой продукции.
На 1 января 1992 года просроченная взаимная задолженность предприятий и организаций достигала 34 млрд.руб., на 1 апреля - 780 млрд.руб., на 1 июля - 3004 млрд.руб. За январь-май реализованная продукция составила около 55% общего объема выпуска. Следует иметь в виду, что на подавляющем большинстве предприятий организация бухгалтерского учета предполагает учет реализации (соответственно, и определение прибыли) не по отгрузке продукции, а по ее оплате. В результате отгруженная, но неоплаченная продукция не учитывается при исчислении облагаемого оборота при уплате НДС так же, как и при определении налогооблагаемой прибыли.
Ускорение темпов роста поступлений НДС в июне по сравнению с динамикой ВВП объясняется изменениями, внесенными в порядок его взимания. Плательщики с платежами более 300 тыс.руб. должны были начиная с мая уплачивать подекадно не авансовые платежи, которые ранее занижались, а платежи, исходя из фактических оборотов. Кроме того, в конце мая было запрещено вычитать из обязательств предприятия по НДС суммы налога по поступившим материальным ценностям (кредит по НДС) в случае неоплаты соответствующих счетов. Значительный (в 2,6 раза) рост поступлений НДС в июле по сравнению с июнем объясняется установлением авансовых платежей по НДС для крупных плательщиков. Сумма авансовых платежей определялась исходя из фактических платежей в первом квартале, увеличенных в 2,5 раза.
Резкий рост поступлений НДС и налога на прибыль в октябре объясняется как значительным увеличением номинального объема ВВП в связи с инфляционными процессами, так и особенностями техники налогообложения. В октябре поступили средства, начисленные по НДС в связи с разрешением включать в кредит по НДС лишь налог по списанным на издержки производства материальным ресурсам, а также в связи с учетом в налогооблагаемом обороте всех средств, полученных от поставщиков (прежде распространенным методом уклонения от налога было занижение цен и перечисление поставщику средств в целевые фонды). По оценке Государственной налоговой службы РФ, это составляет около 100 млрд.руб. Учет в налогооблагаемой базе средств, полученных от поставщиков формально в виде финансовой помощи, а не как оплаты продукции, увеличил поступления налога на прибыль на 40-50 млрд.руб. Доначисления налога на прибыль и налога на добавленную стоимость по фактическим результатам по сравнению с авансовыми платежами составили, по данным Госналогслужбы РФ, около 200 млрд.руб.
Серьезное воздействие на рост налоговых поступлений в октябре оказало окончание процесса зачета задолженности предприятий, при котором средства с 725 счета направлялись на погашение задолженности перед бюджетом. Погашение задолженности по НДС, согласно данным ЦБ России, составило около 220 млрд.руб.
С октября был ужесточен порядок уплаты авансовых платежей по налогу на добавленную стоимость. Плательщики с оборотом более 100 тыс.руб. в месяц должны уплачивать НДС ежедекадно по фактическим объемам реализации. При этом окончательные размеры налога с учетом кредита по НДС, уплаченного за использованные материальные ресурсы, определяются по результатам месяца в целом.
Подоходный налог с физических лиц составил за 1992 год 8% поступлений в бюджетную систему России, и его сбор отличается высокой стабильностью. Эластичность поступлений этого налога по ВВП близка к единице, что объясняется близкими темпами роста заработной платы и ВВП при линейной шкале налога, взимаемого у источника. По сравнению с 1991 годом в связи с увеличением необлагаемого налогом минимума денежных доходов налоговое изъятие уменьшилось с 12% до 8% фонда оплаты труда.
Оценки налоговой нагрузки на население приведены в табл.2.2.10. Эти оценки рассчитаны как отношение суммы налогов с населения к денежным доходам за вычетом необлагаемого налогом минимума. При этом в первом варианте налоги уменьшены на величину субсидий населению, включая дотации к ценам, во втором - уменьшены только на величину денежных субсидий, в третьем налоги не корректировались на величину субсидий.
Все варианты оценок показывают существенное увеличение налоговой нагрузки в 1992 году по отношению к 1991 году. Это объясняется как определенным увеличением налогов с населения за счет роста объема косвенных налогов по сравнению с 1991 г. по отношению к денежным доходам, так и относительным уменьшением необлагаемого минимума доходов.
В октябре 1992 г. сумма недоимки налогов (т.е. налогов начисленных, но не перечисленных в бюджет), по данным Госналогслужбы РФ, по НДС составила 91,5 млрд.руб. (21% суммы поступлений за октябрь) по налогу на прибыль 80,2 млрд.руб. (22,5% поступлений за октябрь).
В ноябре 1992 года поступление налогов в бюджеты России сократилось по сравнению с октябрем примерно на четверть. Это объясняется отсутствием таких факторов, действовавших в октябре, как перерасчет НДС и налога на прибыль по фактическим результатам квартала, и завершением зачета задолженности предприятий. В ноябре с 725 счета в бюджет поступило около 5 млрд.руб. Если же элиминировать влияние разовых факторов, то, по оценке Госналогслужбы РФ, поступления налогов в ноябре превышают поступления октября на 40%, несмотря на то, что снова стала увеличиваться взаимная задолженность предприятий. В декабре продолжалось увеличение налоговых поступлений. Их объем по итогам года составил около 33,3% ВВП.
За 1992 год доходы федерального бюджета составили 55,9% доходов консолидированного бюджета, расходы - 61,4% (без учета субвенций, ссуд и средств передаваемых по взаимным расчетам), в то время как по проекту на 1992 год (с учетом декабрьских корректировок) доходы должны были составить 57,5%, расходы - 69,9%.
Ситуация в области взаимодействия федерального и локальных бюджетов характеризуется выраженным стремлением местных властей многих территорий к обособлению собственных финансов. Особенно остро это проявляется в отношениях федерального правительства с Башкортостаном, Татарстаном, Якутией и Чечней. В соответствии с принятыми этими республиками декларациями о государственном суверенитете и их конституциями обеспечивается приоритет законов республики над законами федерации.
В результате в Башкортостане и Татарстане все налоговые платежи поступают в бюджет республик. Передача финансовых средств в федеральный бюджет для осуществления делегированных федерации полномочий производится по решению Верховного Совета республики. Размер и порядок внесения данных средств определяются ежегодными и долгосрочными соглашениями между республиками и федерацией.
Соглашение с республикой Саха-Якутия предусматривает увеличение норматива отчислений в ее бюджеты от федеральных налогов с одновременной передачей в местные бюджеты многих расходов, ранее считавшихся федеральными.
В Чечне все собираемые налоги и платежи поступают в бюджет республики. В то же время федерация не финансирует на территории Чечни никакие мероприятия.
 
Перспективы налоговой и бюджетной политики в 1993 году
Увеличение жесткости бюджетной (как и кредитно-денежной) политики осенью 1992 года привело к декабрю к определенному снижению темпов роста цен и стабилизации обменной ставки рубля. Однако произошедшее в декабре существенное увеличение денежной массы вследствие расширения кредита и роста дефицита федерального бюджета (на 1,5% ВВП по сравнению с ноябрем) вызвало новый виток ускорения роста цен уже во второй декаде декабря и резкое падение обменной ставки рубля в конце января. Каковы же перспективы бюджетной политики на 1993 год? Совершенно очевидно, что, в первую очередь, они зависят от политических факторов. Смена Е.Гайдара на посту главы Правительства В.Черномырдиным вызывает серьезные опасения за последовательное осуществление финансовой стабилизации. Заявления последнего, касающиеся актуальных макроэкономических задач, свидетельствуют о популистских настроениях нового премьер-министра. С другой стороны, сохранение большей части состава старого правительства в новом кабинете дает возможность обеспечения преемственности в экономической политике.
Основные направления изменений налоговой системы в 1993 году заложены в июльских 1992 года постановлениях Верховного Совета РФ, касающихся вопросов налогообложения, июльском Законе "О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России" и Законе "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы РФ о налогах", принятом 22 декабря 1992 года. В соответствии с этими решениями, существенно изменился порядок исчисления и взимания налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, подоходного налога.
С 1993 года при условии полного использования на реновацию амортизационных отчислений налогом на прибыль не облагаются все производственные и непроизводственные капиталовложения.
Внесено изменение в механизм регулирования расходования средств на потребление. Сумма превышения расходов на оплату труда по сравнению с нормируемой величиной облагается по основным ставкам налога на прибыль, а при превышении удвоенной нормируемой величины - по ставке 50%. Сама нормируемая величина определяется аналогично 1992 году, как 4-х кратная минимальная заработная плата.
В целях противодействия занижению авансовых платежей разница между величиной, подлежащей взносу в бюджет по фактической прибыли, и авансовыми взносами индексируется исходя из ставки процента, устанавливаемой в истекшем квартале ЦБ России.
С 1 января 1993 года снижены ставки налога на добавленную стоимость: до 10% по продовольственным товарам (кроме подакцизных) и товарам для детей; до 20% - по остальным товарам. Кроме непосредственного ухудшения бюджетной ситуации в 1993 году, предварительное обнародование данной меры привело к снижению объемов реализации в IV квартале 1992 года. Желаемого депутатами, принимавшими это решение, антиинфляционного эффекта от снижения ставок НДС, как и в феврале 1992 года (когда были снижены ставки НДС на молочные продукты, растительное масло, муку и ряд других продуктов), не наблюдалось.
С февраля 1993 года действующий порядок уплаты НДС и акцизов распространяется на импортируемые товары. Освобождаются от НДС лишь импортные продовольственные товары, сырье для их производства, оборудование для научной деятельности, изделия медицинского назначения и сырье для их производства.
Налог на добавленную стоимость с 1 января 1993 года перестал быть НДС - брутто, порядок применения которого не позволяет вычитать из налоговых обязательств налог на приобретаемые капитальные ресурсы. Однако он не стал и НДС - нетто, т.к. кредит по НДС, т.е. суммы налога, уплаченного за основные средства и нематериальные активы, вычитаются из суммы налога, подлежащих взносу в бюджет равными долями в течение двух лет, начиная с момента ввода в эксплуатацию основных средств и принятия на учет нематериальных активов. В сельском хозяйстве вычет может осуществляться единовременно с момента принятия активов на учет. Другой мерой, также весьма усложняющей ведение учета на предприятии и контроль за уплатой налога, является порядок представления кредита по НДС по приобретеннным товарно-материальным ценностям (кроме капитальных) лишь в том случае, если их стоимость фактически отнесена (списана) на издержки производства и обращения.
В Законе "О подоходом налоге с физических лиц" наряду с многочисленными поправками, касающимися исчисления налогооблагаемого дохода, принципиальным изменением является проведенная индексация шкалы налогообожения. Прогрессия ставки начинается в новом законе не с 42 тыс.руб., а 200 тыс.рублей, что в условиях высокой инфляции прошлого года явно недостаточно, если иметь в виду желание Верховного Совета вывести из-под прогрессивного налогообложения преобладающую часть рабочих и служащих. Вопрос о дальнейшей индексации шкалы, по-видимому, будет вновь рассмотрен в феврале-марте 1993 года. Важным моментом является освобождение от налогообложения сумм, направленных на новое строительство или приобретение жилого дома, квартиры, дачи и т.д., а также сумм, направляемых на погашение кредитов, полученных на эти цели.
Изменились нормативы отчислений от федеральных налогов в бюджеты территорий. В настоящее время в них поступает 20% налога на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий по ставке 19% (59,4% поступлений), 50% сумм доходов от акцизов на питьевой спирт, водку и 100% остальных федеральных акцизов (кроме акцизов на легковые автомобили). При этом в целях уменьшения дотаций местным бюджетам Правительство РФ (согласно Закону "О бюджетной системе на 1992 год") установило отдельным территориям норматив отчислений от НДС на уровне 25% и 30%.
Либерализация цен на энергоносители ставит задачу введения единого энергетического налога типа роялти, который обеспечит поступление в доходы бюджета части ренты, реализуемой при эксплуатации месторождений. Этот налог мог бы быть установлен в виде адвалорного налога, базой которого является объем добычи соответствующего ресурса. Кроме того, предоставление месторождений для эксплуатации горнодобывающим предприятиям целесообразно опосредовать взиманием арендной платы, величина которой определяется в ходе проведения специального тендера. Однако значительные технические трудности, возникающие при определении и изъятии ренты, не позволили ввести соответствующие законы в течение 1992 года. Вместо этого в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17 сентября 1992 г. были установлены акцизный сбор на нефть (влючая газовый конденсат), отчисления в фонд ценового регулирования Минфина РФ, отчисления во внебюджетный инвестиционный фонд Минтопэнерго РФ, а также плата за пользование недрами. Кроме того, экспорт энергоносителей и ряда других сырьевых товаров облагается пошлиной, которую предполагалось постепенно снижать в течение 1993 - 1995 годов. Экспортный тариф должен регулировать разницу между внутренней и мировой ценой на энергоносители и сырье, постепенно ее уменьшая.
Будет ли новое правительство придерживаться этой схемы налоговой политики, зафиксированной в среднесрочной программе, или каким-либо образом ее модифицирует, пока прогнозировать трудно.
Проект бюджетной системы России на 1993 год был подготовлен Минфином России еще осенью минувшего года до отставки Е.Гайдара. Этот проект характеризует доля доходов консолидированного бюджета, равная примерно 33% ВВП (ВВП на 1993 год прогнозировался на уровне 39,9 трлн.руб.), расходов - 40,5% ВВП (с учетом взаимных расчетов бюджетов разных уровней - 41,5% ВВП). Дефицит республиканского бюджета прогнозировался в размере 7,2% ВВП. Доля доходов государства с учетом внебюджетных фондов должна была составить около 42%.
После принятия Закона "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы РФ о налогах" от 22 декабря, постановления ВС РФ "О некоторых вопросах налогового законодательства" от 23 декабря, уточнения макроэкономического прогноза на 1993 год (оценка ВВП увеличена до 51 трлн.руб.), а также обсуждений в Верховном Совете в начале января 1993 года доходы консолидированного бюджета в проекте были скорректированы до 28% ВВП, расходы - до 35% ВВП. Дефицит республиканского бюджета составляет 6% ВВП (табл.2.2.11). В таблице 2.2.12 представлен проект бюджета с некоторыми корректировками, связанными с внешнеэкономическими операциями государства.
Поступления НДС, составлявшие в 1992 году около 13,4% ВВП, должны принести в 1993 году около 8,3% ВВП. Налог на прибыль из-за введения ряда льгот вместо 10,5% ВВП обеспечит доходы бюджета в размере 5,9% ВВП. Наряду с этим должен увеличиться объем собираемых акцизов с 1,4% ВВП до 2,4% ВВП за счет введения акцизов на нефть (по средней ставке 18% к оптовой цене) и некоторого расширения перечня подакцизных товаров. Увеличатся поступления в фонд ценового регулирования, поступления от внешнеэкономической деятельности, налоги на имущество. Отчисления в размере 11% от фонда оплаты труда предполагается перераспределить из доходов Пенсионного фонда в пользу государственного бюджета начиная со второго квартала. Налоговые льготы по проекту бюджета должны составить около 8% ВВП.
Наибольший удельный вес (26%) в общем объеме расходов консолидированного бюджета на 1993 год занимает финансирование содержания социально-культурной сферы и мероприятий по социальной защите населения. Эти расходы в 1993 году остаются на уровне 1992 года (9,2% ВВП).
Расходы на народное хозяйство в 1993 году составят 6,1% ВВП по сравнению с 13,8% ВВП за январь-декабрь 1992 года. Это во многом объясняется тем, что значительная часть соответствующих расходов осуществляется по статье "Финансирование государственных программ и инвестиций". В составе расходов на народное хозяйство 60% составляют дотации, направленные на поддержание относительно низкого уровня цен на социально-значимые товары и услуги. Несколько снижаются расходы на оборону (4,3% ВВП), на содержание правоохранительных органов, органов государственной власти и управления (2,1% ВВП). До 3,2% ВВП возрастают отражаемые в бюджете расходы по обслуживанию внутреннего и внешнего государственного долга.
Доля федерального бюджета в доходах консолидированного бюджета России составляет около 62%, расходов - 69% (без учета средств, передаваемых по взаимным расчетам).
После обсуждения описанного проекта в Верховном Совете и его доработки должен быть принят закон о бюджетной системе России на 1993 год. Общепарламентские слушания по проекту бюджета должны состояться в ближайшее время. Об их возможных результатах можно пока лишь догадываться. Ясно лишь, что депутаты будут, как обычно, стремиться к сокращению налогов и увеличению расходов бюджета, лоббируя всевозможные отрасли народного хозяйства и заигрывая с избирателями. А вот сможет ли Правительство во главе с новым премьер-министром сохранить здравый смысл и, противодействуя натиску законодателей, идти лишь на необходимые компромиссы, чтобы не допустить раскручивания гиперинфляции и финансовой катастрофы - это покажет будущее.

Таблица 2.2.1. Реконструкция консолидированного бюджета государств, входивших в состав Союза ССР, в 1991 г. (млрд. руб.)

 
 
 
консолидированный бюджет РСФСР
союзный
бюджет
оценка консолидированного
бюджета СССР
Доходы бюджета (без фонда стабилизации и пенсионного фонда)
299,8
145,6
614
Доходы фонда стабилизации
24,3
14,5
39
Доходы пенсионного фонда
86,6
 
157
Всего доходов
410,7
160,1
810
Расходы бюджета, включая расходы фонда стабилизации
340,7
279,7
850
в т.ч. фонд стабилизации
 
50,9
 
расходы пенсионного фонда
88,5
 
157
Всего расходов
429,2
279,7
1007
кроме того, расходы по разницам в ценах на сельхозпродукцию
53,9
 
99
Дефицит
72,4
119,6
296
Источник: Материалы Минфина РФ, расчеты авторов

Таблица 2.2.2. Исполнение бюджетов Российской Федерации в 1992 г., помесячно (млрд.руб.)

 
 
 
 
 
 
доходы бюджетов
расходы бюджетов
превышение доходов над расходами
консо-
лидиро-
ванный
респуб-
ликан-
ский
мест-
ный
консо-
лидиро-
ванный
респуб-
ликан-
ский
мест-
ный
консо-
лидиро-
ванный
респуб-
ликан-
ский
мест-
ный
Январь-февраль
196,6
114,9
81,7
184,4
116,1
68,3
12,2
-1,2
13,4
март
185,6
103,6
82,0
176,3
107,1
69,2
9,3
-3,5
12,8
апрель
231,5
137,8
128,1
227,9
186,0
76,3
3,6
-48,2
51,8
май
211,1
111,5
115,8
253,1
181,7
87,6
-42,0
-70,2
28,2
июнь
216,3
99,1
139,4
415,3
277,3
160,2
-199,0
-178,2
-20,8
июль
374,9
193,6
194,7
524,7
385,2
152,9
-149,8
-191,6
41,8
август
375,7
198,0
202,2
675,7
525,0
175,2
-300,0
-327,0
27,0
сентябрь
516,1
290,7
255,9
394,2
187,1
237,6
121,9
103,6
18,3
октябрь
1022,9
612,4
437,9
675,3
429,8
272,9
347,6
182,6
165,0
ноябрь
813,4
446,4
390,9
851,5
535,3
340,1
-38,1
-88,9
50,8
декабрь
1183,8
713,4
643,8
1591,1
1048,6
715,9
-407,3
-335,2
-72,1
Источник: Материалы Минфина РФ, расчеты авторов

Таблица 2.2.4. Структура расходов консолидированного бюджета Российской Федерации в 1992 году (в долях ВВП)

 
 
 
на 1
янв.
на 1
марта
на 1
апр.
на 1
мая
на 1
июня
на 1
июля
на 1
авг.
на 1
сен.
на 1
окт.
на 1
нояб.
на 1
дек
на 1
янв
1993
Проект**
на 1992
год
Проект***
на 1992
год
Проект
на 1993
год
Расходы на народное хозяйство
6,4
6,8
7,9
8,4
8,9
9,7
11,8
13,3
11,4
11,4
11,8
13,8
7,2
8,7
6,1
на ведение внешнеэкономической деятельности
-
0,4
 
1,9
1,4
1,3
1,5
1,6
1,4
2,1
2,4
3,8
-
-
-
на социально-культурные мероприятия
5,2
6,6
6,8
6,6
6,6
7,8
8,4
9,3
8,4
8,4
8,3
9,3
8,3
9,9
9,2
на науку
0,1
0,6
0,6
0,6
0,6
0,7
0,7
0,7
0,6
0,6
0,6
0,7
0,6
0,8
0,9
на оборону
-
4,9
4,2
4,7
5,5
5,4
5,8
6,3
5,5
5,1
5,1
5,7
4,6
6,5
4,3
на содержание правоохранительных органов, органов госвласти и управления
0,6
2,3
2,0
2,0
2,0
2,0
2,4
2,5
2,2
2,2
2,2
2,4
2,0
2,5
2,1
Прочие
4,5
1,9
3,1
3,5
3,3
4,1
4,7
4,4
3,9
3,8
3,9
4,5
6,8***
12,3****
12,3****
ИТОГО
16,8
23,4
24,5
27,7
28,3
30,9
35,3
38,2
33,4
33,5
34,3
39,1
29,5
40,7
34,9
ВСЕГО расходов с учетом бюджетных ссуд, средств по взаимным расчетам и др.
16,8*
23,6
25,7
27,9
28,5
31,4
35,9
40,6
34,5
34,4
35,2
39,9
31,2
42,3
36,3
Справочно:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВП
2100*
780
1344
2109
2952
4006
4956
6056
8256
10256
12456
14950
15500
13000
51000
            *            По оценкам консолидированного бюджета государств, входивших в 1991 году в СССР (см. табл. 2.2.1).
            **            Проект бюджета, включенный в Закон "О бюджетной системе РФ на 1992 г." от 17.07.92 г.
            ***            Проект бюджетной системы по Закону "Об уточнении показателей республиканского бюджета РФ на 1992 г." от 18.12.92 г.
            ****            В проектах на 1992 г. и 1993 г. в статью "Прочие" включаются "Финансирование государственных программ и инвестиций", "Расходы на повышение минимальной заработной платы и введение Единой тарифной системы", "Расходы по обслуживанию государственного внешнего долга".
Источник: Материалы Министерства финансов Российской Федерации

Таблица 2.2.5. Реконструкция доходов государства (млрд.руб.)

 
янв-март
янв-июнь
янв-сент
1992 г. факт)
Проект 1992 г. по закону от 17.07.1992
Проект 1992 г. по закону от 18.12.1992
Проект 1993 г.
Доходы консолидированного бюджета
364,2
1040,3
2305,4
5313,7
4317,4
4952,4*
14831,3**
Доходы Пенсионного фонда
105,2
286***
579,3
1059,7
1385,4
1385,4
4350
Фонд социального страхования
--
--
71,1
130,1
 
!
 
Доходы дорожных фондов
4,9
25,6
78,9
144,3
180
180
450
Доходы фонда занятости
2,1
4,9
31,4
57,4
38,4
38,4
99
Прочие внебюджетные фонды (НИР конверсии, финансового регулирования)
--
--
42,7
78,1
404,6****
404,6****
19.04
 в т.ч.
 
 
 
 
 
 
 
 Фонд НИР и опытно-констирукторских работ
 
 
 
 
 
560
 
Фонд финансового регулирования в ТЭК , металлургии и транспорте
 
 
 
 
 
 
1165
Доходы бюджета за счет покупки валюты по завышенной обменной ставке рубля
38,5*****
110
110
110
192,5
192,5
608,4
 Итого
514,9
1466,8
3218,8
6893,3
6518,3
7153,7
22242,7
Итого % ВВП
38,3
36,6
39,2
45,9
42,1
55,0
43,6
Справочно:
 
 
 
 
 
 
 
ВВП
1344
4006
8200
15000
15500
13000
51000
 
* в т.ч. доходы от внешнеэкономической деятельности учтены в сумме 479,5 (по проекту 1992 г.)
** Доходы и расходы бюджета приняты с учетом доходов и расходов от внешнеэкономической деятельности в полном (не по сальдо) объеме. По проекту 1993 г. эти доходы составляют 1289,2 млрд.руб.
*** Оценка на основе данных о фактических доходах за первый квартал, динамики денежных доходов населения в I полугодии
**** Данные по внебюджетным фондам частично объединены и показаны одной общей суммой по статье "Прочие внебюджетные фонды"
***** Оценка на основе данных I квартала - экспорт 7 млрд.долл. В среднем продавались 10% валютной выручки с учетом льгот по курсу 55 руб.долл.
Источник: Материалы Госкомстата РФ, Минфина РФ, табл.2.2.12, расчеты авторов.

Таблица 2.2.6. Структура обязательных налоговых изъятий в СССР в 1985-1991 гг. и в 1992 г. в России (по объектам обложения)*

СCCР

Российская Федерация

1985
1986
1987
1988
1989
1990
1991
янв-
сент.
1992 г.
факт
1992 г.
утвер-
жден в
июле
1992 г.
утвер-
жден в
декабре
1992 г.
1993
проект
на год
 
 
 
 
 
 
 
а) налоги на доходы домашних хозяйств доли консолидированного
бюджета
8,6
8,9
9,0
10,1
11,1
10,0
9,7
6,8
6,5
5,3
5,6
3,1
доли ВВП
3,8
3,9
3,9
4,5
4,4
4,4
3,3
2,5
2,9
2,0
2,7
1,3
б) налоги на доходы предприятий доли консолидированного бюджета
22,6
25,4
24,8
21,8
21,1
28,4
26,0
26,4
23,8
17,0
21,4
14,0
доли ВВП
10,1
11,1
10,7
8,6
8,3
12,4
8,9
9,6
10,4
6,2
10,5
5,9
в) обложение заработной платы доли консолидированного бюджета
7,3
7,6
7,9
9,9
10,5
16,2
27,3
22,8
18,9
24,1
22,2
24,8
доли ВBП
3,3
3,3
3,4
4,2
4,2
7,0
9,3
8,3
8,3
8,9
10,9
10,5
г) налоги на имущество доли консолидированного бюджета
11,6
12,4
12,4
11,9
9,7
0,3
0,4
4,0
4,1
2,5
2,2
5,8
доли ВВП
5,2
5,4
5,4
3,9
3,9
0,1
0,1
1,5
1,8
1,0
1,1
2,5
д) налоги на товары и услуги доли консолидированного бюджета
49,9
45,7
45,9
46,3
47,7
45,1
36,6
40,0
46,7
51,1
48,5
52,3
доли ВВП
22,4
19,9
19,8
19,3
19,0
19,7
12,6
14,5
20,5
18,9
23,9
22,2
Итого доходов налогового характера доли консолидированного бюджета
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
доли ВВП
44,8
43,6
43,2
40,5
39,8
43,7**
34,2
36,4
43,9
37,0
49,2
42,4
Справочно:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВП (млрд.руб.)
777
799
825
875,4
943,4
1000
2100
8200
15000
15500
13000
51000
Доходы налогового характера (налоговые доходы консолидированного бюджета)
348,2
348,1
356,8
354,4
375,2
435,9
718,5
2989,6
6595,1
5729,6
6402,7
21613,6
Прочие доходы консолидированного бюджета*** (млрд.руб.)
24,4
23,5
21,6
24,5
26,7
35,9
91,7
229,2
298,2
788,7
751,0
629,1
доли ВВП
3,1
2,9
2,6
2,8
2,8
3,6
4,4
2,8
2,0
5,1
5,8
1,2
Доходы государственного бюджета (млрд.руб.)
372,6
371,6
378,4
378,9
401,9
471,8
810,2
3218,8
6893,3
6518,3
7153,7
22242,7
доли ВВП
47,9
46,5
45,9
43,3
42,6
47,2
38,6
39,2
45,9
42,1
55,0
43,6
* В соответствующие пункты таблицы включаются:
а) подоходный налог с населения; налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан; сбор за регистрацию предпринимательской деятельности физических лиц;
б) взносы свободного остатка прибыли; отчисления от прибыли и другие платежи; подоходный налог с кооперативных и общественных предприятий и организаций; с 1991 г. - налоги на прибыль;
в) плата за трудовые ресурсы (в 1988-1990 гг.); средства государственного социального страхования; с 1991 г. - отчисления в Пенсионный фонд, фонд социальной защиты населения и фонд занятости; в 1991 г. включены суммы отчислений в фонд стабилизации экономики в размере 11% средств от суммы средств направленных на оплату труда; по проекту на 1993 г. включены отчисления в Пенсионный фонд, отчисления на финансирование социальных программ (11% от Фонда оплаты труда), отчисления в фонд социального страхования.
г) плата за производственные основные фонды и нормируемые оборотные средства (до 1991 г.); лесной доход; сельскохозяйственный налог; местные налоги ( налог с владельцев строений и земельный налог; налог с владельцев транспортных средств); с 1991 г. - плата за землю; отчисления от амортизации в стабилизационный фонд; по проекту на 1993 г. - налоги на имущество, лесной доход, земельный налог, плата за воду;
д) налог с оборота; фиксированные (рентные) платежи; доходы от внешнеэкономической деятельности; отчисления на геологоразведочные работы (до 1992 г. включительно); с 1991 г. - налог с продаж., с 1992 г. - налог на добавленную стоимость, акцизы. Кроме того с 1992 г. включ. фонд ценового регулирования, налог на операции с ценными бумагами; с 1993 г. лесной сбор (отчисления от оптовой цены), плата за пользование природными ресурсами, отчисления в фонд за использование минеральных ресурсов.
В пп. а), б), в), г), д) данные приведены в процентах к общей сумме налоговых изъятий, которая складывается из доходов, учтенных в государственном бюджете, а начиная с 1990 г. кроме того из доходов, перечисленных плательщиками в другие внебюджетные фонды.
** Прирост в 2,9 пункта ВВП по сравнению с 1989 г. объясняется учетом с 1990 г. отчислений на социальное страхование не по сальдо (43,2 млрд.руб.), а в полном объеме (70,4 млрд.руб.)
*** Под консолидированным бюджетом в данном случае понимаются консолидированные доходы государства.

Источник: материалы Госкомстата СССР, Министерства финансов Российской Федерации, табл.2.2.12, расчеты авторов.

Таблица 2.2.8. Поступление отдельных видов налогов в бюджет нарастающим итогом в 1992 году, в % к ВВП

 
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
Акцизный сбор и налог с оборота
1,8
1,8
1,7
1,5
1,4
1,3
1,2
1,3
1,2
1,2
1,2
1,4
Налог на прибыль
7,7
7,6
7,3
10,2
10,6
9,7
11,2
11,2
9,6
11,2
10,8
10,5
Налог на добавленную стоимость
4,7
6,9
7,9
8,1
7,5
7,5
8,4
9,1
9,1
11,5
12,2
13,4
Налоги с населения
2,2
2,2
2,4
2,4
2,3
2,3
2,5
2,6
2,5
2,5
2,6
2,8
Всего доходов налогового характера
17,9
20,5
21,3
25,2
24,5
23,3
26,1
27,2
25,8
30,8
31,4
33,6
ВВП (млрд.руб.)
353
780
1344
2109
2952
4006
4956
6056
8256
10256
12456
14956

Таблица 2.2.10. Расчет налоговой нагрузки на население РФ в 1991 - 1992 гг.

 
1991 г.
1992 г.
I квартал
I полугодие
Итого за год
Налоги с населения, 1) млрд.руб.
131
162
435
2684
Субсидии населению, 2) млрд.руб.
175
196
414
1545
Сальдо налогов и субсидий (1.-2.), млрд.руб.
-44
-34
21
1139
Денежные доходы населения, млрд.руб.
828
519
1439
6300
Соотношение налогов с населения и денежных доходов населения (1.:4.), %
15,8
31,2
30,2
42,6
Необлагаемый налогом 3) минимум, млрд.руб.
351
152
386
1201
Денежные доходы населения за вычетом необлагаемого минимума (4.-6.), млрд.руб.
477
367
1053
5099
Налоговая нагрузка на население (3.:7.), %, вариант I
-9,2
-9,3
2,0
22,3
Субсидии населению, 4) млрд.руб.
126
144
307
1111
Сальдо налогов и субсидий (1.-9.), млрд.руб.
5
18
128
1573
Налоговая нагрузка на население (10.:7.), %, вариант II
1,0
4,9
12,2
30,8
Налоговая нагрузка на население (1.:7.), %, вариант III
27,5
44,1
41,3
52,6
1) Налоги с населения включают все прямые и косвенные налоги, а также другие денежные изъятия налогового характера.
2) Субсидии населению включают пенсии, пособия, стипендии, компенсационные выплаты и компенсации к ценам, компенсационные возмещения по вкладам населения, дотации к розничным ценам, дотации на жилищно-коммунальное хозяйство и пассажирский транспорт.
3) Необлагаемый налогом минимум за 1991 г. - 160 руб. до 31 марта, 210 руб. с 1 апреля по 31 декабря; за 1992 г. - 342 руб. до 31 мая, 900 руб. с 1 июня по 31 декабря.
4) Субсидии населению включают пенсии, пособия, стипендии, компенсационные выплаты и компенсационные возмещения по вкладам населения. Источник: Расчеты авторов на основе данных Минэкономики РФ, Госкомстата РФ, Минфина РФ.
 

 Copyright © ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.