Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Параметры бюджетной системы и федерального бюджета 2009-2011 гг.

3. Общая характеристика проекта федерального закона «О федеральном бюджете  на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»

Основные выводы подраздела

· Планирование расходов федерального бюджета впервые осуществлялось в формате «скользящей трехлетки» раздельно по бюджетным ассигнованиям на исполнение действующих и принимаемых расходных обязательств в соответствии с принципами безусловного исполнения принятых расходных обязательств. Однако общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на исполнение действующих и принимаемых расходных обязательств на 2009 – 2011 годы в материалах к законопроекту не определен. Счетная палата полагает целесообразным отражать в пояснительной записке к законопроекту общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на исполнение действующих и принимаемых расходных обязательств.

·   Проект федерального бюджета сформирован с превышением доходов над расходами в объеме 1 902,5 млрд. рублей в 2009 году, 1 413,3 млрд. рублей - в 2010 году и 1 521,3 млрд. рублей - в 2011 году.

·   Допущены существенные отклонения основных характеристик проекта федерального бюджета на 2009 - 2011 годы от параметров утвержденного федерального бюджета на 2008 – 2010 годы, установленных на 2009 и 2010 годы, по доходам - 14,8 - 12,8 %, по расходам - 3,2 – 6,8 %, по профициту - 2,5 – 2 раза, что свидетельствует о необходимости повышения качества прогнозирования доходов федерального бюджета и планирования бюджетных расходов на среднесрочную перспективу.

·   Характерной особенностью проекта федерального бюджета на 2009 - 2011 годы является рост процентных расходов с 198,0 млрд. рублей в 2009 году до 308,1 млрд. рублей в 2011 году.

· Начиная с 2010 года темпы роста непроцентных расходов федерального бюджета в реальном выражении предусматриваются ниже темпов роста экономики (ВВП).

· Резервный фонд на 2009 – 2011 год сформирован на уровне его нормативной величины.

· В связи с предусмотренной Бюджетным кодексом Российской Федерации конструкцией федерального бюджета, прогнозированием Резервного фонда на уровне нормативной величины, ускоренным формированием Фонда национального благосостояния и необходимостью обеспечения сбалансированности ненефтегазового дефицита федерального бюджета объем привлечения из источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета увеличится в 2011 году до 1 077,4 млрд. рублей, в том числе за счет государственных внутренних заимствований до 1 023,8 млрд. рублей, или в 1,9 раза по сравнению с 2009 годом.  

· Объем государственного долга в 2011 году по сравнению с 2008 годом увеличится в 1,7 раза за счет увеличения внутреннего долга.

· Не в полной мере реализуются в законопроекте задачи, поставленные в Бюджетном послании. Не сформирован механизм оценки эффективности использования значительных финансовых ресурсов, передаваемых государственным корпорациям, не в полной мере отработан  механизм реализации государственных и муниципальных заданий, на низком уровне остается эффективность управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

· Законопроект сформирован в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными актами законодательства Российской Федерации. Вместе с тем отдельные нормы 4 его статей не соответствуют Бюджетному кодексу Российской Федерации, ряд положений не относится к сфере ведения федерального закона о федеральном бюджете.

 

3.1. Основные параметры бюджетной системы, консолидированного бюджета Российской Федерации, федерального бюджета на 2009 – 2011 годы, основные характеристики и структурные особенности проекта федерального закона  «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»

3.1.1. В Бюджетном послании было отмечено, что нынешняя структура российской экономики еще не отвечает современным требованиям динамично развивающейся страны, существенно отличается от структуры экономики развитых стран, где высок удельный вес образования, науки, здравоохранения.

Сопоставительный анализ структуры расходов бюджетных систем Российской Федерации и стран «Группы семи» приведен в следующей таблице*.

РАСХОДЫ

США

Канада

Япония

Германия

Велико-
британия

Фран-

ция

Италия

Российская Федерация

2006**

2006**

2005

2006

2005

2005

2005

2006

 

2008

оценка

2009

прогноз

2010

прогноз

2011

прогноз

Услуги органов государственного управления

 

13,2

 

13,2

 

13,0

 

13,3

 

10,8

 

13,4

 

18,2

 

14,8

 

13,6

 

15,5

 

14,0

 

13,3

Оборона, общественный порядок и безопасность

 

17,4

 

7,6

 

6,5

 

5,8

 

11,7

 

6,2

 

7,2

 

16,6

 

15,5

 

15,9

 

15,5

 

 

15,0

Экономические услуги

10,1

8,8

11,1

7,2

6,1

5,4

7,9

6,9

8,9

9,4

9,3

9,9

Защита окружающей среды

 

 

1,7

 

3,3

 

 

1,1

 

2,2

 

1,5

 

1,6

 

0,3

 

0,2

 

0,2

 

0,2

 

0,2

Жилищно-
коммунальное хозяйство

 

1,6

 

2,1

 

1,9

 

2,1

 

2,2

 

3,4

 

1,6

 

7,5

 

7,7

 

7,8

 

7,8

 

7,9

Здравоохранение

21,0

18,7

19,6

13,6

16,5

13,7

14,3

13,9

12,0

11,0

10,8

10,8

Отдых, культура и религия

0,8

2,5

0,4

1,3

1,9

2,8

1,7

2,2

2,2

2,1

2,0

2,0

Образование

16,9

15,3

10,8

8,9

12,7

11,5

9,9

12,3

12,1

11,4

11,3

11,3

Социальная защита

19,0

30,0

33,4

46,7

35,8

42,2

37,7

26,4

27,8

26,6

29,0

29,6

Всего расходов

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

*) Расчеты Счетной палаты на основе данных Международного валютного фонда (Government Finance Statistics Yearbook, 2007)

**) Предварительные данные

Доля бюджетных расходов на образование и социальную защиту в общем объеме расходов бюджетной системы Российской Федерации ниже, чем в большинстве стран, а на здравоохранение – ниже всех стран «Группы семи». При этом на 2009 – 2011 годы предусматривается снижение доли бюджетных расходов на здравоохранение и образование в общем объеме расходов бюджетной системы Российской Федерации.

В России остается очень низкой доля бюджетных расходов на защиту окружающей среды, которая существенно меньше аналогичного показателя экономически развитых стран.

Вместе с тем сохраняется на высоком уровне по сравнению со всеми странами «Группы семи» доля расходов на жилищно-коммунальное хозяйство.

Доля расходов на оборону, общественный порядок и безопасность в России остается сравнимой с соответствующим показателем по США, хотя отмечается некоторое снижение доли указанных расходов к 2011 году.

Основные параметры бюджетной системы Российской Федерации  предопределяются параметрами основных макроэкономических показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, целевыми ориентирами денежно-кредитной и долговой политики, предельными уровнями цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий и услуг ЖКХ.

Динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации на 2008 – 2011 годы представлена в следующей таблице.

 

Показатели

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

 

 Доходы

 

 

 

 

1.

Законопроект (2009-2011 гг.), млрд. рублей

 

18 310,5

20 146,1

22 378,5

2.

Законопроект (2008-2010 гг.), млрд. рублей

11 847,74

13 289,91

14 573,61

 

3.

Доля доходов в ВВП,  %

 

 

 

 

3.1.

законопроект (2009-2011 гг.)

 

35,57

34,06

33,09

3.2.

законопроект (2008-2010 гг.)

33,98

33,66

32,77

 

 

Расходы

 

 

 

 

1.

Законопроект (2009-2011 гг.), млрд. рублей

 

16 371,4

18 693,3

20 797,7

2.

Законопроект (2008-2010 гг.),  млрд. рублей

11 705,9

13 252,56

14 472,02

 

3.

Доля расходов в ВВП, %

 

 

 

 

3.1.

законопроект (2009-2011 гг.)

 

31,8

31,6

30,76

3.2.

законопроект (2008-2010 гг.)

33,57

33,57

32,54

 

 

Профицит

 

 

 

 

1.

Законопроект (2009-2011 гг.), млрд. рублей

 

1 939,0

1 452,8

1 580,8

2.

Законопроект (2008-2010 гг.), млрд. рублей

141,84

37,35

101,52

 

3.

Доля в ВВП,  %

 

 

 

 

3.1.

законопроект (2009-2011 гг.)

 

3,8

2,46

2,33

3.2.

законопроект (2008-2010 гг.)

0,41

0,09

0,23

 

Отклонение параметров бюджетной системы Российской Федерации бюджетного периода 2009 – 2011 годов от соответствующих параметров предыдущего бюджетного периода 2008 – 2010 годов составило по доходам: в 2009 году - 5 020,49 млрд. рублей, или  37,8 %, в 2010 году - 5 572,49 млрд. рублей, или 38,2 %; по расходам: в 2009 году - 3 118,84 млрд. рублей, или 23,5 %, в 2010 году – 4 221,3 млрд. рублей, или 29,2 %; по профициту: в 2009 году - 1 901,65 млрд. рублей, или в 51 раз, в 2010 году - 1 351,28 млрд. рублей, или в 14 раз.

Динамика основных параметров консолидированного бюджета Российской Федерации на 2008 – 2011 годы представлена в следующей таблице.

 

Показатели

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

 

Доходы

 

 

 

 

1.

Законопроект (2009-2011 гг.), млрд. рублей

 

16 429,6

17982,9

19932,4

2.

Законопроект (2008-2010 гг.), млрд. рублей *

10403,5

11650,9

12739,2

 

3.

Доля доходов в ВВП,  %

 

 

 

 

3.1.

законопроект (2009-2011 гг.)

 

31,92

30,40

29,49

3.2.

законопроект (2008-2010 гг.)

29,72

29,35

28,43

 

 

Расходы

 

 

 

 

1.

Законопроект (2009-2011 гг.),  млрд. рублей

 

14476,5

16529,2

18371,1

2.

Законопроект (2008-2010 гг.), млрд. рублей *

10262,9

11554,9

12644,5

 

3.

Доля расходов в ВВП, %

 

 

 

 

3.1.

законопроект (2009-2011 гг.)

 

28,12

27,95

27,17

3.2.

законопроект (2008-2010 гг.)

29,32

29,11

28,22

 

 

Профицит

 

 

 

 

1.

Законопроект (2009-2011 гг.), млрд. рублей

 

1 953,1

1 453,7

1 561,3

2.

Законопроект (2008-2010 гг.), млрд. рублей *

140,6

96,0

94,7

 

3.

Доля в ВВП,  %

 

 

 

 

3.1.

законопроект (2009-2011 гг.)

 

3,8

2,45

2,31

3.2.

законопроект (2008-2010 гг.)

0,4

0,24

0,21

 

* расчеты Счетной палаты

Отклонение параметров консолидированного бюджета Российской Федерации бюджетного периода 2009 – 2011 годов от параметров предыдущего бюджетного периода 2008 – 2010 годов составило по доходам: в 2009 году – 4 778,7 млрд. рублей, или 41 %, в 2010 году – 5 243,7 млрд. рублей, или 41,2 %; по расходам: в 2009 году – 2 921,6 млрд. рублей, или 25,3 %, в 2010 году – 3 884,7 млрд. рублей, или 30,7 %; по профициту: в 2009 году – 1 857,1 млрд. рублей, или в 19 раз, в 2010 году – 1 359,0 млрд. рублей, или в 14 раз.

Указанные отклонения среднесрочных параметров бюджетной системы и консолидированного бюджета Российской Федерации свидетельствуют о необходимости повышения качества среднесрочного бюджетного планирования.

 3.1.1.1. Согласно нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации и Положения о составлении проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 1010, планирование расходов федерального бюджета впервые осуществлялось в формате «скользящей трехлетки» раздельно по бюджетным ассигнованиям на исполнение действующих и принимаемых расходных обязательств в соответствии с принципами безусловного исполнения принятых расходных обязательств. Однако общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на исполнение действующих и принимаемых расходных обязательств на 2009 – 2011 годы в материалах к законопроекту не определен. Счетная палата полагает целесообразным отражать в пояснительной записке к законопроекту общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на исполнение действующих и принимаемых расходных обязательств.

В пояснительной записке к законопроекту представлены отдельные действующие расходные обязательства на 2009 год в объеме 1 751,5 млрд. рублей, что составляет 19,4 % общей суммы расходов федерального бюджета (без учета условно утвержденных расходов), соответственно на 2010 год - 2 389,8 млрд. рублей, или 23,7 %, на 2011 год – 2 775,0       млрд. рублей, или 25,8 %, а также принимаемые расходные обязательства на 2009 год в объеме 27,77 млрд. рублей, или 0,3 % общей суммы расходов федерального бюджета (без учета условно утвержденных расходов), соответственно на 2010 год -  29,2 млрд. рублей, или 0,3 %, на 2011 год – 29,8 млрд. рублей, или 0,28 %.

Концептуальными и характерными структурными особенностями проекта федерального бюджета являются:

планирование бюджетных ассигнований федерального бюджета раздельно на исполнение действующих и принимаемых расходных обязательств;

изменение параметров утвержденного в предыдущем бюджетном цикле федерального бюджета на 2009 и 2010 годы, добавление их значений на 2011 год;

       утверждение общего объема бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств раздельно на 2009, 2010 и 2011 годы;

наличие в ведомственной структуре расходов бюджетных ассигнований со знаком «минус»;

        существенное увеличение  бюджетных ассигнований, направляемых на поддержку предприятий наукоемких и стратегических отраслей экономики;

       расширение государственных гарантий для реализации проектов на принципах разделения рисков с частными инвесторами;

       отказ от принятия расходных обязательств по новым займам международных финансовых организаций.

Имеют место существенные отклонения основных характеристик проекта федерального бюджета от параметров утвержденного федерального бюджета на 2008 – 2010 годы, установленных на 2009 и 2010 годы, по доходам - 14,8 - 12,8 %, по расходам - 3,2 – 6,8 %, по профициту - 2,5 – 2 раза, что свидетельствует о необходимости повышения качества прогнозирования доходов федерального бюджета и планирования бюджетных расходов на среднесрочную перспективу.

Основные показатели проекта федерального бюджета представлены в следующей таблице.

Основные показатели проекта федерального бюджета

2008 год

(закон)

2008 год

(оценка)

2009 год

2010 год

2011 год

млрд. рублей

% ВВП

млрд. рублей

% ВВП

млрд. рублей

% ВВП

млрд. рублей

% ВВП

млрд. рублей

% ВВП

Доходы, всего

8 965,7

21,2

9 897,2

22,5

10 927,1

21,2

11 733,6

19,8

12 839,0

19,0

Нефтегазовые доходы

4 249,0

10,1

4 944,6

11,2

4 692,5

9,1

4 526,2

7,7

4 637,5

6,9

Доходы (без учета нефтегазовых доходов)

4 716,7

11,2

4 952,6

11,2

6 234,6

12,1

7 207,4

12,2

8 201,5

12,1

Расходы, всего

7 021,9

16,6

7 412,9

16,8

9 024,7

17,5

10 320,3

17,4

11 317,7

16,8

Процентные расходы

179,85

0,4

179,9

0,4

198,0

0,4

233,9

0,4

308,1

0,5

Непроцентные расходы

6 842,0

16,2

7 233,0

16,4

8 826,7

17,1

10 086,4

17,0

11 009,6

16,3

Условно утверждаемые расходы

-

 

-

 

-

 

258,0

0,44

565,9

0,84

Ненефтегазовый дефицит

-2 305,2

5,5

-2 460,3

-5,6

-2790,0

-5,4

-3112,9

5,3

- 3116,2

-4,6

Нефтегазовый трансферт

2 135,0

5,1

2 135,0

4,9

2 531,1

 

4,9

2 661,6

 

4,5

2 501,6

 

3,7

Источники финансирования дефицита

170,3

0,4

170,3

0,4

258,9

0,5

451,3

0,8

614,6

0,9

Профицит

1 943,8

4,6

2 484,3

5,6

1 902,5

3,7

1 413,3

2,4

1 521,3

2,3

3.1.2. Законопроектом за 2009 - 2011 годы прогнозируется увеличение общего объема доходов в реальном выражении на 2,0 %, или на 0,7 % в среднем за год (за 2006 - 2008 годы увеличение общего объема доходов в реальном выражении составило   18,5 %, или на 5,8 % в среднем за год).

Динамика поступления доходов в федеральный бюджет в 2009 – 2011 годах представлена на следующей диаграмме.

Динамика поступления доходов в федеральный бюджет в 2009 – 2011 гг.
Увеличить изображение

Основную долю доходов федерального бюджета в 2011 году по-прежнему будут составлять доходы от уплаты  НДС – 35 % (оценка 2008 года - 23,6 %),  таможенных пошлин - 33,4 % (39,4 %), НДПИ – 11,5 % (18 %), налога на прибыль организаций – 7,3 % (6,9 %), акцизов – 2,0 % (1,5 %).

Нормативы распределения доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации, установленные частью первой статьи 2 законопроекта, соответствуют статьям 50, 51, 56 и 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

  В 2010 – 2011 годах частью второй статьи 2 законопроекта предусмотрено снижение до 60 % доли  доходов от акцизов на алкогольную продукцию, производимую на территории Российской Федерации, распределяемой между бюджетами субъектов Российской Федерации (частью второй статьи 2 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2008 и плановый период 2009 и 2010 годов» от 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ указанная доля доходов на 2010 была установлена в размере 80 %).

Структура и динамика нефтегазовых доходов федерального бюджета по видам доходов приведена в следующей таблице.

Наименование налогов и платежей

Оценка 2008 года,

 

млрд. рублей

 

Прогноз 2009 года,

 

млрд. рублей

 

Прогноз 2010 года,

 

млрд. рублей

 

Прогноз 2011 года,

 

млрд. рублей

 

Темп роста к предыдущему году, %

Темп роста 2011 года к оценке 2008 года, %

2009 год

2010 год

2011 год

НДПИ при добыче нефти

1 674,9

1 330,6

1 314,3

1 350,9

79,4

98,8

102,8

80,7

НДПИ при добыче природного газа

91,3

92,7

93,8

94,7

101,5

101,2

101,0

103,7

НДПИ при добыче газового конденсата

8,7

10,1

11,8

13,5

116,1

116,8

114,4

155,2

Вывозные таможенные пошлины на нефть сырую

2 102,9

2 089,6

1 997,9

2 039,3

99,4

95,6

102,1

97,0

Вывозные таможенные пошлины на газ природный

481,0

596,4

560,5

580,6

124,0

94,0

103,6

120,7

Вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти

585,8

573,1

547,9

558,4

97,8

95,6

101,9

95,3

ИТОГО доходов

4 944,6

4 692,5

4 526,2

4 637,5

94,9

96,5

102,5

93,8

Наиболее значимым источником нефтегазовых доходов бюджета являются доходы, связанные с добычей и экспортом нефти, – их доля в 2008 году составит 76,4 % и сократится в  2011 году до 73,1 %. Доля доходов от добычи и экспорта газа в структуре нефтегазовых доходов в 2011 году прогнозируется в размере 14,6 % и увеличится по сравнению с 2008 годом на 3 процентного пункта.

Снижение доли нефтегазовых доходов в ВВП к 2011 году до 6,9 % свидетельствует о том, что Правительством Российской Федерации в 2009 – 2011 годах прогнозируется снижение зависимости доходной части федерального бюджета от доходов от уплаты ряда налогов и сборов на нефть, газ и нефтепродукты.

Использование нефтегазовых доходов в 2009 - 2011 годах приведено в следующей  таблице.

Показатели проекта федерального бюджета

2009 год

2010 год

2011 год

 

млрд. рублей

% ВВП

млрд. рублей

% ВВП

млрд. рублей

% ВВП

Нефтегазовые доходы

4 692,5

9,1

4 526,2

7,7

4 637,5

6,9

Нефтегазовый трансферт

2 531,1

 

4,9

2 661,6

 

4,5

2 501,6

 

3,7

Пополнение Резервного

фонда

1 587,2

3,1

678,1

1,2

718,0

1,1

Пополнение Фонда национального благосостояния

197,8

0,4

809,6

1,4

1 027,3

1,5

Остаток нефтегазовых доходов, поступивших в декабре

376,4

0,7

376,9

0,6

390,6

0,6

Начиная с 2010 года предусмотрено снижение доли нефтегазового трансферта в ВВП, что ведет к увеличению источников финансирования дефицита федерального бюджета, используемых для финансирования ненефтегазового дефицита. Так,  в 2011 году объем привлеченных средств составит 614,6 млрд. рублей, или 0,9 % ВВП, что близко к предельной величине (1 % ВВП), определенной в пункте 3 статьи 94 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

3.1.3. Объем расходов федерального бюджета в 2011 году по сравнению с 2008 годом увеличится в 1,6 раза в номинальном и в 1,3 раза в реальном выражении при тенденции к сокращению их доли в ВВП начиная с 2009 года.

Среднегодовой темп прироста расходов федерального бюджета по отношению к предыдущему году в 2009 – 2011 годах составит 6,3 %, что на 0,2 процентных пункта ниже темпов прироста ВВП (6,5 %).

Структура расходов федерального бюджета на 2008 – 2011 годы по разделам классификации расходов бюджетов Российской Федерации представлена в следующей таблице.

млрд. рублей

Наименование

2008 год                           (№198-ФЗ с изм.)

в %

 к итогу

2009

год

в %

 к итогу

2010

 год

в %

 к

итогу

2011

 год

в %

к итогу

Расходы, всего

(без учета условно утвержденных расходов)

7 021, 9

100,0

9 024,7

100,0

10 062,3

100,0

10 751,8

100,0

Общегосударственные вопросы

(без процентных расходов)

690,4

9,8

1 119,5

12,4

1 002,8

10,0

895,8

8,3

Национальная оборона

1 016,7

14,5

1 277,5

14,2

1 390,7

13,8

1 480,5

13,8

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

827,2

11,8

1 085,9

12,0

1 198,3

11,9

1 266,1

11,8

Национальная экономика

771,3

11,0

1 039,7

11,5

1 181,2

11,7

1 384,8

12,9

Жилищно-коммунальное хозяйство

64,0

0,9

107,7

1,2

118,3

1,2

110,3

1,0

Охрана окружающей среды

9,9

0,1

13,8

0,1

14,7

0,1

15,1

0,1

Образование

336,1

4,8

423,1

4,7

468,8

4,7

484,9

4,5

Культура, кинематография, средства массовой информации

93,7

1,3

113,9

1,3

114,4

1,1

114,4

1,1

Здравоохранение, физическая культура и спорт

229,9

3,3

365, 8

4,1

379,4

3,8

382,2

3,6

Социальная политика

275,6

3,9

297,7

3,3

338,6

3,4

307,9

2,9

Межбюджетные трансферты

2 527,3

36,0

2 982,0

33,0

3 621, 1

36,0

4 001, 7

37,2

Структура расходов федерального бюджета на 2009 – 2011 годы остается достаточно стабильной. По объему расходов первое место занимают бюджетные ассигнования, направляемые на исполнение расходных обязательств по межбюджетным трансфертам:    33,0 % общей суммы расходов (без учета условно утвержденных расходов) - в 2009 году, 36,0 % - в 2010 году и 37,2 % - в 2011 году; на втором месте - бюджетные ассигнования, направляемые на исполнение расходных обязательств в области национальной обороны, соответственно 14,2 % в 2009 году, 13,8 % в 2010 - 2011 годах, на третьем месте – бюджетные ассигнования, направляемые на исполнение расходных обязательств в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности, - соответственно 12,0 % в 2009 году, 11,9 % в 2010 году, 11,8 % в 2011 году. На исполнение расходных обязательств в области национальной экономики предусмотрены бюджетные ассигнования в 2009 году 11,5 % общей суммы расходов (без учета условно утвержденных расходов), в 2010 году – 11,7 %, в 2011 году – 12,9 %.

В реальном выражении непроцентные расходы по сравнению с темпами роста ВВП соответственно установлены: в 2009 году по сравнению с предыдущим годом выше на 11,1 процентного пункта, в 2010 году - ниже темпов роста ВВП на 0,6 процентного пункта, в 2011 году - ниже на 4,9 процентного пункта.

Таким образом, начиная с 2010 года темпы роста непроцентных расходов федерального бюджета в реальном выражении предусматриваются ниже темпов роста экономики (ВВП).

В 2011 году наибольший прирост непроцентных расходов в номинальном выражении по сравнению с законодательно утвержденными расходами на 2008 год предусматривается по разделам «Национальная экономика» (на 79,5 %), «Жилищно-коммунальное хозяйство» (на 72,2 %), «Здравоохранение, физическая культура и спорт» (на 66,2 %), «Межбюджетные трансферты» (на 58,3 %), «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» (на 53,1 %), «Охрана окружающей среды» (на 52,3 %).

Более чем на 40 % предусматривается прирост расходов федерального бюджета по разделам «Национальная оборона» и «Образование», ниже среднего уровня увеличиваются расходы по разделам «Культура, кинематография, средства массовой информации» и «Социальная политика», «Общегосударственные вопросы» (без учета процентных расходов).

Объем условно утверждаемых расходов (не распределяемых в текущем бюджетном периоде) предусмотрен в соответствии со статьей 199 Бюджетного кодекса Российской Федерации - он составил не менее 2,5 % общего объема расходов в 2010 году и не менее 5 % - в 2011 году.

Удельный вес бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств в общей сумме расходов (без учета условно утвержденных расходов) на 2009 – 2011 годы ежегодно составит 2,6 %, показатель, характеризующий отношение объема указанных бюджетных ассигнований к ВВП, несколько снижается - от 0,45 % в 2009 году до 0,42 % в 2011 году.

В приложениях 6 и 9 (ведомственная структура расходов федерального бюджета на 2009 год и на 2010 год) к законопроекту бюджетные ассигнования по отдельным разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов по образованным, преобразованным и упраздненным в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» 10 главным распорядителям средств федерального бюджета, отражены со знаком «минус» как по графе «изменения», так и по графе «с учетом изменений». На 2009 год отрицательные значения установлены в сумме 147,7 млрд. рублей, на 2010 год – 151,2 млрд. рублей.

Счетная палата полагает неприемлемым установление в данном законопроекте и в аналогичных проектах законов указанных отрицательных значений, так как это не соответствует нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации, которые предусматривают отражение в ведомственной структуре расходов, выплачиваемых из бюджета. Это существенно снижает прозрачность федерального бюджета, и не позволит осуществить проверку годовых отчетов об исполнении федерального бюджета в части исполнения законодательно установленных бюджетных ассигнований.

В связи с изложенным, Счетная палата полагает необходимым при рассмотрении законопроекта в Государственной Думе Правительству Российской Федерации внести предложения об исключении отрицательных значений по бюджетным ассигнованиям с учетом изменений и подготовить поправки в Бюджетный кодекс Российской Федерации, предусматривающие установление наряду с изменениями утвержденных параметров планового периода абсолютных положительных показателей с учетом изменений.

Соответствующие замечания Счетной палаты имеются и по Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» в части расходов федерального бюджета на 2008 год.

3.1.4. Профицит федерального бюджета на 2009 год определен в объеме 1 902,5 млрд. рублей (3,7 % ВВП), на 2010 год – 1 413,3 млрд. рублей (2,4 % ВВП), на 2011 год – 1 521,3 млрд. рублей (2,3 % ВВП) и сформирован из суммы, полученной как разница между привлечением и погашением средств из источников финансирования дефицита федерального бюджета, которая в 2009 - 2011 годах увеличивается как в абсолютных размерах, так и в процентах к ВВП, а также из суммы, полученной в результате изменения остатков средств федерального бюджета  на счетах по учету средств федерального бюджета, которая снижается относительно ВВП с 4,2 % до 3,2 % и направляется в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.

3.1.5. Динамика формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния представлена в следующей таблице.

Показатели проекта федерального бюджета

2008 год

198-ФЗ (с изм.)

2008 год

оценка

2009 год законопроект

2010 год законопроект

2011 год законопроект

млрд. рублей

% ВВП

млрд. рублей

% ВВП

млрд. рублей

% ВВП

млрд. рублей

% ВВП

млрд. рублей

% ВВП

Резервный фонд на конец года

3 500,0

110,01

3500

7,9

5 147,5

10,0

5 914,6

10,0

6 761,0

10,0

Резервный фонд на 1.01.

33069,1

7,3

33069,01

7,0

3500

6,8

5 147,5

8,7

5 914,6

8,7

Доходы от управления

28,6

 

28,6

 

60,3

0,1

89,0

0,2

128,4

0,2

Нефтегазовые доходы

402,4

1,0

402,4

0,9

1587,2

3,1

678,1

1,1

718,0

1,1

Фонд национального благосостояния на конец года

2 456,0

5,8

2656,3*

6,0

3 331,1

6,5

4 588,1

7,8

6 080,1

9,0

Фонд национального благосостояния на 1.01.

7782,82

1,8

7782,82

1,8

2656,3

5,2

3331,1

5,6

4 588,1

6,8

 Остаток нефтегазовых доходов, поступивших в федеральный бюджет в декабре предыдущего .года

-

 

-

 

460,1

0,9

376,4

0,6

376,9

0,6

Доходы от управления

-

 

-

 

16,9

0,03

71,0

0,1

87,8

0,1

Нефтегазовые доходы

11673,23

4,0

11873,53

4,3

197,8

0,4

809,6

1,4

1027,3

1,5

1расчитан  Правительством Российской Федерации исходя из первоначально утвержденного ВВП в объеме 35 000 млрд. рублей

(к уточненному ВВП в объеме 42 240 млрд. рублей -8,3 %).

2- по состоянию на 1.02.

3расчетно без учета курсовой разницы

Прогнозируемый объем Резервного фонда на 2009 - 2011 годы соответствует его нормативной величине, рассчитанной исходя из 10 % прогнозируемого ВВП на соответствующий год.

Фонд национального благосостояния в 2011 году составит 6,1 трлн. рублей, или 9,0 % ВВП и увеличится по сравнению с 2008 годом на 3,4 трлн. рублей, или на 3,2 процентного пункта ВВП. При этом объемы использования Фонда национального благосостояния на софинансирование пенсионных накоплений законопроектом не определены.

3.1.6. В связи с предусмотренной Бюджетным кодексом Российской Федерации конструкцией федерального бюджета, прогнозированием Резервного фонда на уровне нормативной величины, ускоренным формированием Фонда национального благосостояния и необходимостью обеспечения сбалансированности ненефтегазового дефицита федерального бюджета объем привлечения из источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета увеличится в 2011 году до 1 077,4 млрд. рублей, в том числе за счет государственных внутренних заимствований до 1 023,8 млрд. рублей, или в 1,9 раза по сравнению с 2009 годом. Рост объемов привлечения государственных заимствований ведет к увеличению в 2011 году расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации в 1,7 раза по сравнению с 2008 годом.

Объем государственного долга за 2009 - 2011 годы увеличится в 1,7 раза и составит 4,8 трлн. рублей (7,2 % ВВП) за счет роста государственного внутреннего долга, который увеличится на 1,9 трлн. рублей, или в 2 раза, и составит 3,7 трлн. рублей (5,5 % ВВП). Ежегодный прирост заимствований на внутреннем рынке составит 27 - 52 %, в том числе за счет размещения государственных ценных бумаг в целях развития национального финансового рынка. Необходимо также отметить, что процентные ставки по внутренним заимствованиям (6 - 8,5 %) значительно выше доходности от размещения средств фондов (2 - 2,5 %).

Такая долговая политика приводит к увеличению расходов на обслуживание государственного долга, которые в 2011 году составят 308,1 млрд. рублей и увеличатся по сравнению с 2008 годом на 128,25 млрд. рублей, или в 1,7 раза. При этом необходимо учитывать, что увеличение расходов на обслуживание государственного долга, в свою очередь, приводит к увеличению ненефтегазового дефицита и необходимости увеличения новых заимствований.

Верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2012 года предусматривается в размере 40,9 млрд. долларов США, или 29,2 млрд. евро, что на 1,2 % меньше утвержденного показателя на 1 января 2010 года (41,4 млрд. долларов США, или 27,8 млрд. евро).

Вы смотрите документ "Заключение Счетной палаты на проект бюджета 2009-2011 гг."

 

 Copyright © ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.