|
 |
|
Государственный бюджет Российской империи
|
Ю.А.Петров
Основу финансового хозяйства
Российской империи составлял государственный
бюджет («государственная роспись доходов и
расходов»). Вплоть до начала XX в. проект бюджета утверждался
императором по докладу министра финансов, с 1906 г. утверждение
бюджетной росписи входило в компетенцию
Государственной Думы. Сжатые данные об
исполнении бюджета публиковались в «Ежегоднике
Министерства финансов», детальные сведения
помещались в выходивших ежегодно «Отчетах
Государственного контроля по исполнению
государственной росписи и финансовых смет».
Бюджетная статистика в дореволюционной России
относилась к числу наиболее разработанных и
открытых в мире.
На протяжении всего XIX и начала XX в. российский бюджет сводился с
дефицитом. Чтобы несколько скрасить общую
картину, общий бюджет подразделялся на
«обыкновенный» и «чрезвычайный». К
«чрезвычайным» расходам относились прежде всего
расходы на ведение войн, на борьбу с
последствиями стихийных бедствий и т.п., большую
часть «чрезвычайных» доходов казна получала за
счет внутренних и внешних займов. В результате
двойного счета финансовому ведомству удавалось
сводить обыкновенный бюджет с положительным
сальдо, реальный же дефицит проходил по графе
бюджета чрезвычайного.
Только после русско-японской войны и
революции 1905-1907 гг. наметился устойчивый прирост бюджета в
целом (доходная часть обыкновенного бюджета за 1900-1913 гг. выросла в 2 раза
— см. табл.1). Однако в структуре
государственных доходов преобладали
поступления от казенной винной монополии (в 1913 г.
899,3 млн. руб.
— см. табл. 2), что свидетельствовало о
слабости бюджетной политики правительства и
дало основание современникам оценить российский
бюджет как «пьяный». В расходной части бюджета, в
течение 1900-1913
гг. также увеличившейся почти вдвое, почти 60% занимали
непроизводительные расходы государства
(военные, по государственному долгу, на
содержание полицейско-административного
аппарата и др. — см. табл.4).
Царское правительство, таким образом,
направляло основные средства казны на имперские
цели, недостаточно заботясь о бюджетном
финансировании производства и социо-культурной
сферы.
Таблица 1. Государственный бюджет России за 1900-1913 гг. (млн. руб.)
Годы |
Обыкновенный бюджет |
Чрезвычайный бюджет * |
Суммарный бюджет |
|
Доходы |
Расходы |
Излишек(+)
или дефицит (-) |
Доходы |
Расходы |
Излишек(+)
или дефицит (-) |
Доходы |
Расходы |
Излишек (+) или дефицит (-) |
1900 |
1704,1 |
1555,4 |
+148,7 |
32,6 |
333,8 |
-301,2 |
1736,7 |
1889,2 |
-152,5 |
1904 |
2018,3 |
1909,8 |
+111,5 |
385,4 |
830,8 |
-445,4 |
2403,7 |
2737,6 |
-333,9 |
1907 |
2342,5 |
2196,0 |
+146,5 |
143,0 |
386,6 |
-243,0 |
2485,5 |
2582,6 |
-97,1 |
1910 |
2781,0 |
2473,2 |
+307,8 |
24,1 |
123,5 |
-99,4 |
2805,1 |
2596,7 |
+208,4 |
1913 |
3417,4 |
3094,2 |
+323,2 |
13,8 |
288,7 |
-274,9 |
3431,2 |
3382,9 |
+48,3 |
Источники:
Министерство финансов. 1904-1913 гг. СПб., 1913; Ежегодник Министерства
финансов. Вып.1902. СПб.., 1903, С.46-51; Там же. Вып.1912 г. СПб., 1912, С.56-61; Там же. Вып.1915. Пг.,1915,С.40-45.
*
Чрезвычайные доходы на 90% состояли из займовых средств; в
расходную часть включены
хозяйственно-операционные суммы военного
ведомства (в 1913 г. — 126,5
млн. руб.), суммы, ассигнованные на сооружение и
выкуп в казну железных дорог (в 1913 г. — 115,6 млн. руб.), расходы по
ликвидации последствий русско-японской войны и
досрочному выкупу займов.
Таблица 2. Доходная часть обыкновенного бюджета
России за 1900
и 1913 гг. (млн.
руб.)
Статьи дохода |
Годы |
В % к 1900 г. |
1900 |
1913 |
абс. |
% |
абс. |
% |
Прямые
налоги 1 |
131,9 |
7,7 |
272,5 |
8,0 |
206,6 |
Косвенные
налоги 2 |
658,1 |
38,6 |
708,1 |
20,7 |
107,6 |
Пошлины 3 |
88,3 |
5,2 |
231,2 |
6,8 |
261,8 |
Правительственные
регалии 4 |
176,8 |
10,4 |
1024,9 |
30,0 |
579,4 |
Доходы от
казенных имуществ и капиталов 5 |
473,5 |
27,8 |
1043,7 |
30,6 |
220,4 |
Доходы от
отчуждения государственных имуществ |
0,6 |
0,0 |
2,9 |
0,1 |
483,3 |
Выкупные
платежи |
96,2 |
5,6 |
1,2 |
0,03 |
1,2 |
Возмещение
расходов главного казначейства |
71,1 |
4,2 |
116,7 |
3,4 |
164,1 |
Прочие
статьи доходов |
7,5 |
0,5 |
16,2 |
0,4 |
216,0 |
Итого
доходов |
1704,1 |
100 |
3417,4 |
100 |
200,6 |
Источник:
Ежегодник Министерства финансов. Вып.1902 г. СПб., 1903. С.35-36; Там же.
Вып.1915 г. Пг., 1915, С.40-42.
1 Налоги
поземельные, с недвижимых имуществ и подати (в 1913 г. —
87,3 млн. руб.),
государственный промысловый налог
(150,1 млн. руб.), сбор с
доходов от денежных капиталов (35,1 млн. руб.). В России до 1917 г. отсутствовал
такой важный вид прямого обложения как
прогрессивно-подоходный налог, проекты которого
неоднократно разрабатывались в правящих сферах,
но так и не были реализованы.
2 Главные
статьи косвенных налогов — таможенный (в 1900 г. — 204 млн. руб., в 1913 г. — 352,9 млн. руб.), сахарный и питейный
акциз и сборы (соответственно 63,3 и 149,2 млн. руб. и 316,8 и 59,7 млн. руб.). Косвенное обложение
в форме акцизов и государственной монополии
охватывало сахар, вино, водку, табак, пиво,
керосин, спички, дрожжи, папиросные гильзы,
бумагу и др.
3 Основной
доход приносили гербовые и судебные пошлины (в 1913 г. —
111,8 млн. руб.), а также
сборы с переходящих имуществ, главным образом
пошлины с наследства и за совершение купчих (48,4 млн. руб.).
4
«Правительственными регалиями» в бюджете
официально именовались доходы от введенной со
второй половины 1890-х годов казенной винной
монополии (в 1900 г. — 117,9
млн. руб., в 1913
г. — 899,3 млн.
руб.), а также от деятельности
почтово-телеграфных и телефонных учреждений (50 и 119,8 млн. руб.), чеканки монеты (4,2 и 5,1 млн. руб.).
5 Главной
статьей являлась прибыль от казенных железных
дорог (в 1900 г. — 361,7 млн. руб., в 1913 г. —
813,6 млн. руб.). Данные о
прибыли несколько завышены, т.к. в расходы
казенных железных дорог не включались платежи по
строительным капиталам. В этой же графе бюджета
значились доходы от казенных заводов, разработки
лесных дач, от принадлежащих казне капиталов и
т.п.
Таблица 3. Расходная часть обыкновенного бюджета
России за 1900
и 1913 гг. (млн.
руб.) по ведомствам
Статьи расходов по ведомствам |
Годы |
В % к 1900 г. |
1900 |
1913 |
абс. |
% |
абс. |
% |
|
Министерство
императорского двора 1 |
12,9 |
0,9 |
17,4 |
0,6 |
134,6 |
Высшие
государственные учреждения 2 |
3,9 |
0,3 |
9,4 |
0,3 |
293,7 |
Синод 3 |
22,3 |
1,5 |
45,7 |
1,5 |
214,0 |
Министерство
внутренних дел 4 |
83,6 |
5,7 |
185,4 |
6,0 |
221,8 |
Министерство
финансов 5 |
264,9 |
18,1 |
482,3 |
15,6 |
182,1 |
Министерство
юстиции |
44,5 |
3,0 |
90,6 |
2,9 |
203,6 |
Министерство
иностранных дел |
5,4 |
0,4 |
11,5 |
0,4 |
2129 |
Министерство
народного просвещения |
30,1 |
21 |
143,1 |
14,6 |
475,4 |
Министерство
путей сообщения 6 |
296,5 |
20,3 |
640,7 |
20,7 |
216,1 |
Министерство
торговли и промышленности 7 |
— |
— |
64,6 |
2,1 |
— |
Главное
Управление землеустройства и земледелия 8 |
39,0 |
2,7 |
135,8 |
4,4 |
348,2 |
Главное
Управление государственного коннозаводства |
1,8 |
0,1 |
3,3 |
0,1 |
183,3 |
Военное
министерство 9 |
300,9 |
20,6 |
581,1 |
18,8 |
193,1 |
Морское
министерство |
78,7 |
5,5 |
244,8 |
7,9 |
3110 |
Государственный
контроль |
7,7 |
0,5 |
12,1 |
0,4 |
157,1 |
Платежи по
займам 10 |
267,0 |
18,3 |
424,4 |
13,7 |
158,9 |
Итого 11 |
1459,3 |
100 |
3094,2 |
100 |
212,0 |
Источник:
Ежегодник Министерства финансов. Вып.
1902 г., СПб.,
1903. С.37-45; Там же. Вып. 1915 г. Пг., 1915. С.36-38.
1 В ведении
Министерства, помимо прямого содержания особ
императорской фамилии, находились также
Императорские театры с их училищами.
Императорская Академия художеств, Императорская
Археологическая комиссия и музей императора
Александра III.
2
Государственный совет, Государственная Дума (с 1906 г.),
Государственная Канцелярия, Канцелярия Совета
Министров (до 1906 г. — Канцелярия
Комитета министров), Собственная Е.И.В.
Канцелярия, Канцелярия Е.И.В. по принятию
прошений. Согласно Основным законам Российской
империи 1906
г., сметы Министерства империи 1906 г., сметы Министерства
императорского двора и императорских канцелярий
не подлежали обсуждению в Государственной Думе.
3 Смета
Святейшего Синода включала расходы по
центральному управлению, духовным консисториям,
лаврам и монастырям, городскому и сельскому
духовенству, духовно-учебным заведениям,
православным духовным учреждениям за границей и
т.п.
4 Расходная
часть бюджета МВД состояла из расходов «по общей
части», т.е. собственно на содержание
полицейского аппарата (в 1913 г. — 105,1 млн. руб.) и по
«почтово-телеграфной части» (80,2 млн. руб.).
5 В смету
расходов Министерства финансов входили и не
относившиеся непосредственно к задачам
ведомства статьи, такие, как содержание
Отдельного корпуса пограничной стражи (в 1913 г. —
15,7 млн. руб.). Главными
статьями расходов являлись затраты на
проведение казенной винной монополии, введенной
С.Ю.Витте в 1894
г.; расходы по Главному управлению неокладных
сборов и казенной продажи питий составили в 1900 г.
105,7 млн. руб., в 1913 г. —
255,3 млн. руб.
6 Основной
статьей расходов МПС являлись затраты на
эксплуатацию и строительство железных дорог: в 1900 г. —
231,2 млн. руб., в 1913 г. —
534,1 млн. руб.
7
Министерство торговли и промышленности было
образовано 27/Х 1905 г. Из министерства финансов в него перешли
также Горный Департамент (расходы в 1913 г. составили 33,1 млн. руб.) и Управление
торгового мореплавания и портов (21,5 млн. руб.).
8 ГУЗиЗ был
образован 6/У 1905 г. из Министерства земледелия и
государственных имуществ. Резкое возрастание
расходов по этому ведомству было связано с
реализацией столыпинской аграрной реформы.
Основные статьи расходов составили в 1913 г. ассигнования по Главному
переселенческому управлению (28,2 млн. руб.) и по Департаменту
земледелия (29,1 млн. руб.).
9 Основные
расходы Военного Министерства числились по
Главному Интендантскому управлению (в 1913 г. —
387,1 млн. руб.). Прямые
военные расходы России с учетом чрезвычайного
бюджета и расходов военного характера,
проходивших по сметам гражданских ведомств,
оценивались в 1913 г. в 965
млн. руб. (28,5%
от общей суммы расходов). Возрастание военных
расходов в 1913
г. по сравнению с 1900 г. (данные за этот год в
обыкновенном бюджете занижены, т.к. расходы по
подавлению «боксерского восстания» в Китае в 1900 г. были
проведены по чрезвычайному бюджету) объясняется
реализацией принятых в канун первой мировой
войны военных программ. (Ср. военные расходы
других европейских стран по данным за
1913 г.: Германия — 865 млн. руб.,
Англия — 705
млн. руб., Франция — 552, Италия — 262, Австрия — 258 млн. руб.).
10 В графе
приведены данные по внутренним и внешним займам,
из них заграничные платежи составляли в 1900 г. —
64,8 млн. руб., в
1913 г. — 183 млн. руб. Государственный долг
России к 1913
г. составлял 8858 млн. руб. (Ср.: Франция — 12209 млн. руб. (на 1911 г.), Германия — 9491 млн. руб. (на 1912 г.), Англия — 6727 млн. руб. (на 1913 г.), Австрия — 6953 млн. руб., Италия —
5259 млн. руб. (на 1912 г.).
11 Ср. с
суммами государственных расходов по бюджетам за 1913 г.: Германия — 4512 млн. руб.,
Австрия — 2251
млн. руб., Франция — 2083 млн. руб., Англия —
1850 млн. руб., Италия — 993 млн. руб. (См.:
Министерство финансов. 1904-1913 гг. Обзор деятельности. СПб., 1914. Гл.1
Государственные доходы и расходы. Диаграммы
V-VI).
Таблица 4. Структура расходной части
государственного бюджета России в 1900 и 1913 гг. (млн. руб.)
Статьи расходов |
Расходы |
1900 |
1913 |
сумма |
процент
к общему итогу |
сумма |
процент
к общему итогу |
Непроизводительные
расходы: |
1)
Военные расходы |
483 |
25,6 |
965 |
28,5 |
2)
Расходы по государственному долгу: |
|
|
|
|
а) по
железнодорожным займам |
112 |
5,9 |
142 |
42 |
б) по займам
на«общие государственные потребности» |
205 |
10,8 |
282 |
8,3 |
Итого
платежи по займам |
317 |
16,7 |
424 |
12,5 |
в том числе
платежи за границу |
130 |
6,7 |
183 |
5,4 |
3)
Расходы на содержание
полицейско-административного аппарата |
151 |
7,9 |
295 |
8,7 |
4)
Расходы по сбору налогов |
187 |
9,8 |
297 |
8,8 |
5) Прочие расходы |
40 |
1,6 |
23 |
0,6 |
Всего
непроизводительных расходов |
1168 |
61,8 |
2004 |
59,1 |
Производительные
и социально-культурные расходы |
1)
Вложения в государственные имущества и
предприятия |
572 |
30,2 |
1108 |
32,7 |
2)
Бюджетные вложения в частный сектор |
104 |
5,6 |
98 |
29 |
3)
Расходы на просвещение |
34 |
1,8 |
143 |
4,3 |
4)
Прочие расходы |
11 |
0,5 |
30 |
0,9 |
Всего
производительных и социально-культурных
расходов |
721 |
38,2 |
1379 |
40,9 |
Итого |
1889 |
100 |
3383 |
100 |
Источник:
Таблица составлена Ю.Н. Шебалдиным по данным
«Отчетов государственного контроля» за 1900 и 1913 гг. (Пг.: Шебалдин Ю.Н. Государственный
бюджет царской России в начале XX в. (Исторические записки. Т.65. М., 1959. С.
190).
Таблица 5. Платежный баланс России за
1898-1913 гг.
Актив
платежного баланса |
(млн.
руб.) |
Пассив
платежного баланса |
(млн.
руб.) |
Поступления
от экспорта |
17435 |
Платежи по
импорту |
13313 |
Инвестиции
иностранных капиталов в промышленность, банки, другие
отрасли |
2225 |
Проценты,
дивиденды и выкуп ценных бумаг |
5400 |
Расходы
русских за границей |
2000 |
Государственные
займы |
2000 |
Прочие
расходы |
415 |
Прочие
поступления |
240 |
Увеличение
золотого фонда |
772 |
Итого |
21900 |
Итого |
21900 |
Источник:
Хромов П.А. Экономическое развитие России. М., 1967. С.
490; Вестник финансов. 1928. № 5, С.82.
Оглавление: "Справочник Российской империи"
|
|
|
|
|