Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Начальное, среднее образование в Российской империи

И.О. Крылов

Различная ведомственная принадлежность казенных, а также большое количество общественных и частных учебных заведений — начальных, средних общеобразовательных и специальных — делает крайне затруднительным их сколько-нибудь полный и точный учет. Наиболее полные и детальные статистические данные публиковались Министерством народного просвещения, Учебным отделом Министерства торговли и промышленности и Департаментом земледелия Главного Управления Земледелия и Землеустройства — во всеподданнейших отчетах, ведомственных статистических изданиях.

Начальное образование было представлено множеством различных типов учебных заведений, имевших различные уставы и программы, уровень преподавания и образовательный ценз учителей, ведомственную принадлежность.

Наиболее распространенным типом начальной школы являлись сельские одноклассные и двухклассные училища МНП с трехлетним и пятилетним курсом обучения, которые финансировались, в основном, местными земствами, сельскими обществами и частными лицами. Обязательные предметы преподавания: закон божий, русский язык с чистописанием, арифметика — в одноклассных училищах и, наряду с этим, — история, география, естествоведение, церковное пение и черчение — в двухклассных. На каждое одноклассное училище полагался один учитель и один законоучитель.

В ведении Святейшего синода находились церковноприходские школы — одноклассные с трехлетним и двухклассные с четырехлетним курсом обучения, имевшие программу обучения, сходную с начальными училищами МНП. Учителями в них были местные священники, а также выпускники духовных учебных заведений. Кроме того, Святейшему синоду принадлежали школы грамотности с двухлетним курсом обучения, не имевшие статуса полноценного начального учебного заведения.

Основным типом начальных учебных заведений в городах являлись городские училища, основную массу которых составляли трехклассные училища с шестилетним курсом обучения. В их программу входили обучение чтению и письму, изучение закона божьего, русского языка, арифметики, практической геометрии, а также черчение, рисование, отечественная история, география, естествоведение и церковнославянское чтение. В соответствии с правительственным решением с 1 июля 1912 г. городские училища преобразовывались в высшие начальные училища с четырехгодичным курсом обучения, в учебный план которых включались алгебра, геометрия, физика, рисование, пение, черчение и гимнастика.

К концу 1914 г. в России насчитывалось 123745 начальных учебных заведений, принадлежавших различным ведомствам — 80801 ведомства МНП, 40530 ведомства православного исповедания и 2414 других ведомств. Охват школой детей в возрасте от 8 до 11 лет составлял по империи 30,1% (в городах — 46,6%, в сельской местности — 28,3%).

В системе среднего образования центральное место занимали классические гимназии — мужские и женские. Выпускники первых пользовались преимущественным правом поступления в университеты. В мужских гимназиях с 8-летним курсом обучения программа включала следующие предметы: закон божий, русский и церковнославянский языки, латинский, греческий, немецкий, французский языки, философская пропедевтика, законоведение, математика, физика, история, география, природоведение, рисование, чистописание.

Курс обучения в женских гимназиях был несколько облегчен по сравнению с мужскими и составлял 7 лет. При гимназиях могли организовываться дополнительные педагогические классы с одногодичным или двухгодичным курсом обучения, готовившие выпускниц к педагогической деятельности. Особыми типами женских средних учебных заведений являлись гимназии и институты благородных девиц ведомства императрицы Марии, учебные планы которых приближались к программам гимназий МНП.

Прогимназии, как мужские, так и женские, имели 4-х или 6-летний курс обучения и имели облегченные по сравнению с классическими гимназиями программы обучения.

Реальные училища были рассчитаны на подготовку к получению технического образования. Курс обучения был рассчитан на 7 лет. В пятом и шестом классах могли открываться коммерческие отделения. В седьмом классе упор делался на подготовку к поступлению в высшие учебные заведения с механико-технологическим и химико-технологическим уклонами (в университеты выпускники реальных училищ не допускались). Учебный план предполагал изучение следующих предметов: закон божий, русский язык, один из иностранных языков, география, история, математика, физика, естествоведение, рисование, черчение, чистописание, законоведение. В коммерческих отделениях увеличивалось число часов на изучение иностранных языков и вводилось письмоводство и книговодство.

Технические училища МНП готовили техников для промышленных предприятий.

В целом по России к 1 января 1914 г. из 8902621 учащихся в начальных и низших школах обучалось около 82% всех учащихся, в средних общеобразовательных и специальных учебных заведениях — около 6%, в специальных средних и низших школах — 3,2%, в различных частных, национально-религиозных и т.п. учебных заведения — около 7%, в высших учебных заведениях — 0,8%, остальные, около 1%, не распределены по категориям заведений. (Статистический ежегодник России на 1915 г. Пг., 1916. Отд. 1. С. 144).

Таблица 1

Грамотность населения России по данным переписи 1897 г.

 

 

Регионы

Всего населения

Из них грамотных

В том числе (в %) в городах

мужчин

женщин

всего

мужчин

женщин

всего

абс.

%

абс.

%

абс.

%

абс.

%

абс.

%

абс.

%

Европейская Россия

45749575

73,2

47693289

75,5

93442864

74,4

14919524

81,4

6509632

78,9

21429156

80,6

45,3

%

49,0

 

51,0

 

100

 

32,6

 

13,6

 

22,9

   

Польша

4712090

7,5

4690163

7,4

9402253

7,5

1612402

8,8

1256118

15,2

2868520

10,8

44,7

%

51,0

 

49,0

 

100

 

34,2

 

26,8

 

30,5

   

Кавказ

4886713

7,8

4402651

7,0

9289364

7,4

888258

 

265385

3,2

1153643

4,4

33,7

%

52,6

 

47,4

 

100

 

18,2

 

6,0

 

12,4

   

Сибирь

2964419

4,8

2794403

4,4

5758822

4,6

569054

3,2

142073

1,8

711127

2,7

39,4

%

51,5

 

48,5

 

100

 

19,2

 

5,1

 

12,3

   

Средняя Азия

4164551

6,7

3582167

5,7

7746718

6,1

329574

1,8

77565

0,9

407139

1,5

18,5

%

53,8

 

46,2

 

100

 

7,9

 

2,2

 

5,3

   

Итого по империи

62477348

100

63162673

100

125640021

100

18318812

100

8250773

100

26569585

100

45,3

%

497

 

503

 

100

 

293

 

131

 

211

   

Источник: Общий свод по империи разработки данных первой всеобщей переписи населения, произведенной 29 января 1897 г. СПб., 1905. Т. 1. С. 39-40.

Уровень грамотности населения России постепенно повышался, о чем свидетельствует расчет удельного веса грамотных по возрастным группам: так, в возрастной группе от 40 до 50 лет процент грамотных составлял 22,9%, в группе от 30 до 40 лет — 27,6%, в группе от 20 до 30 лет — 31,9%. (А.П. Корелин).

Таблица 2

Низшие учебные заведения МНП на 1913 г.

 

 

Учебные округа

Высшие начальные и городские училища

Уездные и подходящие к ним по курсу училища

количество учебных заведений

количество учащихся

количество учебных заведений

количество учащихся

 

М

Ж

 

М

Ж

С.-Петербургский

109

11870

1150

Московский

238

28536

2018

Харьковский

110

14587

2961

Одесский

86

21183

934

19

1880

59

Киевский

179

14588

3781

16

1944

1255

Виленский

128

17214

1376

Казанский

100

15025

3

295

Оренбургский

89

9862

2105

Кавказский,

122

20129

1459

3

385

Рижский

42

4770

353

Варшавский

25

4063

212

Западно-Сибирский

44

5200

915

Иркутский ген. губ.

34

3563

397

Туркестанский ген. губ.

25

2895

87

Приамурский ген. губ.

11

1381

82

Итого

1351

165863

17830

41

4504

1314

Таблица 2 (продолжение)

 

Учебные округа

Начальные училища разных типов

Ремесленные учебные заведения

Мариинские женские училища

количество училищ

общее количество учащихся

количество учебных заведений

количество учеников

количество училищ

количество учащихся

городские

сельские

М

Ж

С.-Петербургский

663

5459

202751

128410

18

929

Московский

1128

12764

672817

385411

55

3603

Харьковский

577

7724

489347

104500

34

2145

Одесский

588

4709

310257

180021

22

1447

Киевский

402

5931

364589

140430

18

1480

Виленский

326

6277

294557

112801

15

1232

3

487

Казанский

576

6455

436605

194323

34

2663

1

176

Оренбургский

274

4982

220593

96333

21

1277

1

124

Кавказский

520

3942

242061

110658

22

1920

9

1819

Рижский

307

2515

83660

71714

2

225

2

330

Варшавский

868

4245

203414

128048

6

734

1

114

Западно-Сибирский

241

2410

99414

44001

6

488

2

455

Иркутский ген. губ.

152

1425

53558

26090

6

396

Туркестанский ген. губ.

124

372

24015

11552

1

126

1

202

Приамурский ген. губ.

63

675

24369

13291

3

243

Итого

6809

69618

3722007

1837673

260 *

19108

20

3707

Источник: Всеподданнейший отчет Министра народного просвещения за 1913 г. Пг., 1916. Приложение. С. 186-191, 193. 202-207, 228.

* Кроме того, 48 ремесленных учебных заведений МНП, открытых на основании особых уставов на средства учредителей

Таблица 3

Учебные заведения для подготовки учителей низших учебных заведений на 1913 г.

 

Учебные округа

Учительские институты

Учительские семинарии

Педагогические курсы для учителей (количество)

количество институтов

количество учащихся

количество семинарий

количество учащихся

С.-Петербургский

3

191

13

1526

11

Московский

6

487

19

1840

16

Харьковский.

3

167

10

870

10

Одесский

3

161

12

1095

10

Киевский

3

198

13

1271

20

Виленский

4*

322

8

924

9

Казанский

3

228

11

1135

15

Оренбургский

2

113

9

584

17

Кавказский

3

206

9

972

11

Рижский

5

470

7

Варшавский

7

640

5

Западно-Сибирский

2

112

4

387

5

Иркутское ген. губ.

1

64

4

248

4

Туркестанское ген. губ.

2

107

2

Приамурское ген. губ.

2

122

5

Итого

33

2249

128

12190

147

Источник: Всеподданнейший отчет Министра народного просвещения за 1913 г. Пг., 1916. Приложение. С. 148, 156.

* В т.ч. еврейский учительский институт (81 уч.).

Таблица 4

Средние учебные заведения МНП на 1913 г.

Учебные округа

Мужские учебные заведения

Женские учебные заведения

гимназии

прогимназии

реальные училища

Технические

гимназии

прогимназии

средние

низшие

кол-во учебных заведений

кол-во учеников

кол-во учебных заведений

кол-во учеников

кол-во учебных заведений

кол-во учеников

кол-во училищ

кол-во учеников

кол-во училищ

кол-во учеников

кол-во учебных заведений

кол-во учениц

кол-во учебных заведений

кол-во учениц

С.-Петербургский

40

14171

42

9438

4

426

73

21490

11

1525

Московский.

87

24725

4

577

58

14671

10

2998

12

1330

195

64097

26

2903

Харьковский

41

13720

1

122

30

9576

3

851

2

196

115

45353

3

734

Одесский

46

14093

3

513

22

6778

4

711

1

57

86

30247

1

141

Киевский

64

20236

1

236

14

4258

4

709

1

139

95

28492

8

1082

Виленский

26

9186

11

3771

1

211

40

14867

2

137

Казанский

25

7417

2

379

29

8452

4

811

3

249

67

27950

7

718

Оренбургский

11

3831

2

315

18

4714

3

531

2

264

39

17104

5

775

Кавказский

28

13039

12

1424

25

8433

1

423

1

157

50

21043

8

1105

Рижский

12

5719

11

3931

32

105575

3

391

Варшавский

37

13157

4

793

6

2247

1

418

35

11240

3

395

Западно-Сибирский

11

2763

6

1452

1

102

18

7085

6

970

Иркутский ген. губ

4

2050

7

1487

1

360

15

6192

3

448

Туркестанский ген. губ.

7

2422

1

375

6

2810

5

616

Приамурский ген. губ.

2

1212

4

1217

7

3092*

1

Итого

441 1

47751

29

4359

284

80800

32

8023

27

2920

873

311637

92

11940

Источник: Всеподданнейший отчет Министра народного просвещения за 1913 г. Пг., 1916. Приложение. С. 38, 39, 73-75, 94-97, 119-121.

* Вместе с прогимназиями.

Таблица 5

Распределение учащихся учебных заведений МНП по вероисповеданиям и сословиям

на 4 января 1914 года

Учебные заведения

Общее число учеников к 1.01.14

По вероисповеданиям

православного

римско- католического

армянского

иных христианских

иудейского

магометанского

иных не христианских

Мужские гимназии

147751

104876

15323

4312

8402

13463

1024

351

Мужские прогимназии

4359

2575

911

185

269

300

107

12

Реальные училища

80800

62044

4590

1377

6381

4960

1294

154

Средние технические училища

8272

6829

482

77

379

465

32

8

Низшие технические

2671

2585

30

3

23

12

18

Женские гимназии

311637

238252

11768

5412

14050

40805

10722

628

Женские прогимназии

11940

9564

489

367

419

1030

34

37

Учительские институты

2249

2090

8

6

61

81

3

Учительские семинарии

12190

10773

513

61

440

1

340

62

Высшие начальные, городские, уездные училища

189511

149652

10686

3492

9880

12356

3099

346

Начальные училища     М

3722007

3038288

297220

40479

202861

20821

112141

10197

Ж

1837673

1431650

166078

11437

153998

42001

20333

2176

Ремесленные учебные заведения

14108

16640

1173

184

350

494

227

40

Таблица 5 (продолжение)

Учебные заведения

По сословиям

потомственных дворян

личных дворян и чиновник.

из духовного звания

почетных граждан и купцов

мещан и цеховых

казаков

крестьян

иностранцев

прочих

Мужские гимназии

12618

35659

8360

14832

39625

2766

29167

1494

3230

Мужские прогимназии

287

494

159

266

1278

342

1251

36

246

Реальные училища

4776

13465

2296

7715

23953

3835

22094

1188

1478

Средние технические училища

259

627

153

440

2892

195

3471

60

175

Низшие технические училища

24

93

37

77

630

161

1575

5

69

Женские гимназии

17005

51250

15114

29889

109787

5750

72220

2393

8229

Женские прогимназии

364

1223

484

632

4218

376

4203

25

415

Учительские институты

23

36

29

41

465

180

1451

1

23

Учительские семинарии

147

201

135

202

1714

928

8651

2

210

Высшие начальные, городские, уездные училища

3962

5477

1858

4473

65031

10322

95149

1046

2193

Начальные училища     М

данных нет

Ж

 

Ремесленные учебные заведения

293

288

175

218

5805

388

11634

40

267

Источник: Всеподданнейший отчет Министра народного просвещения за 1913 г. Пг., 1916. Приложение. С. 50-53, 80-81, 102-105, 126-129, 150-151, 159-161, 174-179, 195-197, 215-221.

Таблица 6

Финансирование учебных заведений МНП в 1913г. (в руб.)

Учебные заведения

Всего

Из средств Государственного казначейства

Плата за обучение и содержание в пансионах

Частные и общественные средства *

Прочие источники

Мужские гимназии

25789683

13852316

8838254

2006818

1092295

Мужские прогимназии

651215

211718

310336

111963

17198

Реальные училища

13607608

7809007

3809538

1567423

421640

Средние технические училища

1987377

978214

480928

209536

318699

Низшие технические училища

800939

388821

84124

215168

112826

Женские гимназии

23536644

1879969

17359363

3064608

1232704

Женские прогимназии

770392

93416

376820

227356

72800

Учительские институты

1068486

981478

21659

22631

42718

Учительские семинарии

4433095

34562051

204449

598144

174298

Высшие начальные, городские и уездные училища

12966767

8593678

1373075

2390656

609358

Начальные училища

114888687

50919435

926054

59679287

3363908

Ремесленные учебные заведения

3159449

1182149

136925

1190980

649395

Мариинские женские училища

170563

75598

50968

30519

13478

Источник: Всеподданнейший отчет Министра народного просвещения за 1913 г. Пг., 1916. Приложение. С. 60-65, 88-89, 112-115, 137-141, 153-155, 163-165, 180-185, 199-201, 222-227.

* Общественные, сословные и городские суммы, земские сборы, пожертвования и проценты с пожертвованных капиталов.

Таблица 7

Распределение лиц, получивших аттестаты и свидетельства зрелости в 1913 г. в учебных заведениях МНП, по занятиям, к которым они себя предназначали

Учебные заведения

Число лиц, получивших аттестат зрелости в 1913 г.

Изъявили желание продолжить образование по наукам

Изъявили желание перейти к практической деятельности

Не указали род занятий

педагогическим

богословским

историко-

филологическим

физико-

математическим

юридическим

медицинским

техническим

военным

по искусствам

по гос. службе

по частной службе

Мужские гимназии

9039

48

681

1535

1896

2208

1902

494

100

30

35

110

Реальные училища

4859

14

67

168

200

204

3123

546

61

34

77

365

Педагогические классы женских

гимназий

15389

1027

1476

876

615

306

496

6063

4530

Источник: Всеподданнейший отчет Министра народного просвещения за 1913 г. Пг., 1916. Приложение. С. 59, 86-87, 136.

Таблица 8

Изменение в учебных заведениях МНП в 1905-1913 гг. (в %)

Учебные заведения

Количество учебных заведений

Число учеников

Финансирование

всего

выпущено

поступило

всего

в т.ч. из казны

Мужские гимназии

+67

+531

   

+91

+122

     

+36

+41

   
Мужские прогимназии

-19

   

+16

-16

Реальные училища

+79

+56

+86

+46

+146

+219

Средние технические училища

+39

+36

+107

+56

+26

+30

Низшие технические училища

+23

+13

+10

-10

+37

+64

Женские гимназии

+121

+104

   

+133

+57

     

+124

+75

   
Женские прогимназии

-50

-62

   

-36

-50

Учительские институты

+230

+221

+148

+248

+217

+218

Учительские семинарии

+80

+70

+48

+73

+127

+139

Высшие начальные, городские    

+72м

+86м

   
и уездные училища

+61

+44*

+859ж

+1184ж

+133

+195

Начальные училища  

+56м

       
различных типов

+75

+90ж

+44*

нет сведений

+177

+647

Ремесленные учебные заведения

+69

44

+50

+51

+79

+65

Мариинские училища

+25

+54

+103

+187

+89

+111

Источник: Всеподданнейший отчет Министра народного просвещения за 1905 г. СПб., 1907; то же за 1913 год. Пг., 1916.

* Мужские и женские вместе.

Таблица 9

Учебные заведения Министерства торговли и промышленности на 1913 г.

Типы учебных заведений

Количество учебных заведений

Число преподавателей

Число учащихся

Выпущено в 1913 г.

Сословный состав учащихся в %

муж.

жен.

всего

дворяне

духовенство

почетные граждане и купцы

мещане

крестьяне

другие сословия

иностранцы

Коммерческие училища:

общественные

135

2598

31889

5058

36947

2222

9,3

1,0

14,2

42,5

25,8

5,7

1,5

частные

93

1674

12491

5353

17844

1203

15,8

1,0

12,1

43,3

21,6

5,2

1,0

Торговые школы:

общественные

92

1071

11919

2693

14612

1509

2,2

0,3

4,2

37,7

50,3

4,6

0,7

частные

492

4059

1415

5474

540

2,7

0,3

4,4

34,0

56,6

1,8

0,2

Торговые классы

25

265

5252

833

6085

1340

2,3

0,3

1,6

31,7

61,1

2,7

0,3

Курсы коммерческих знаний:

общественные

30

171

1598

687

2285

916

6,4

19

8,8

30,0

447

7,4

0,8

частные

82

395

4492

2032

6524

4312

9,4

12

8,2

30,7

44,7

5,0

0,8

Художественно-промышленные

учебные заведения 1

81

433

3338

2683

6021

729

9,0

1,7

5,2

27,8

49,0

7,0

0,3

Технические и ремесленные

учебные заведения 2

89

721

6936

2329

9265

2816

9,1

1,8

4,4

31,9

48,3

4,0

0,5

Горные и технические

учебные заведения 3

10

88

620

682

1302

157

2,2

1,3

5,1

25,8

63,0

2,3

0,2

Сельские ремесленные

учебные заведения

58

нет св.

нет св.

нет св.

2411

463

1,6

0,7

1,2

11,4

70,5

14,6

 

Типы учебных заведений

Национальный состав учащихся (в %)

русские, украинцы, белорусы

поляки

прочие славяне

литовцы, латыши

эстонцы

грузины

армяне

евреи

татары

немцы

французы

прочие

Коммерческие училища:

общественные

153,2

7,7

0,3

1,0

1,6

0,6

4,5

24,6

0,8

4,5

0,1

0,9

частные

39,0

20,5

0,1

3,3

0,2

0,1

1,3

31,4

0,3

3,4

0,1

0,3

Торговые школы:

общественные

68,6

1,9

0,5

7,8

2,7

0,2

2,0

11,3

0,8

3,7

0,5

частные

31,6

3,4

0

29,0

9,3

0,7

2,9

18,6

2,7

1,7

0,1

Торговые классы

54,9

15,2

0,8

0,2

2,0

0,2

24,2

1,6

0,9

Курсы коммерческих знаний:

общественные

80,9

1,9

0,1

2,8

2,2

0,3

3,2

6,4

1,7

0,5

частные

58,6

14,3

1,2

7,3

2,8

3,3

3,3

6,0

1,2

3,0

0,7

Художественно-промышленные

учебные заведения 1

77,9

3,0

0,9

4,8

4,0

0,7

1,2

5,4

0,1

1,1

0,1

0,8

Технические и ремесленные

учебные заведения 2

66,2

18,5

0,2

3,9

3,0

0,2

0,5

5,1

0,3

1,9

0,.2

Сельские ремесленные

учебные заведения

97,5

0,4

0,5

0,1

-

0,2

0,2

0,2

0,3

0,4

0,2

Источник: Статистические сведения о состоянии учебных заведений, подведомственных учебному отделу Министерства торговли и промышленности. 1912-1913 гг. Пг., 1914. С. 1-262; 263-418.

1 Художественно-промышленные училища, школы, учебные мастерские, рисовальные школы, классы, курсы.

2 Технические и ремесленные училища, курсы, классы, школы, мастерские; хозяйственные и промышленные курсы и классы; школы, курсы и классы кройки и изящных рукоделий.

3 Казенные, частные и общественные.

Таблица 11

Частные учебные заведения на 1 января 1913 г.

Учебные округа

Частные учебные заведения

Количество учащихся

Общее количество

В том числе по разядам

I

II

III

М

Ж

С.-Петербургский

145

11

11

123

2169

2918

Московский

151

9

15

127

4306

2811

Харьковский

197

52

15

130

9927

5217

Одесский

192

34

48

110

7468

11303

Киевский

121

14

12

95

2277

4336

Виленский

120

23

30

67

3697

7068

Казанский

122

28

22

72

5492

6090

Оренбургский

38

1

7

30

1270

827

Кавказский

134

7

28

99

4526

4146

Рижский

429

50

85

294

16088

23320

Варшавский

1068

152

104

812

56522

57643

Западно-Сибирский

45

2

3

40

1869

1013

Иркутское ген. губ.

28

2

2

24

665

915

Туркестанское ген. губ.

43

2

8

33

1459

1598

Приамурское ген. губ.

30

5

3

22

1479

1601

Итого:

2863

392

393

2078

119214

130806

Источник: Всеподданнейший отчет Министерства Народного Просвещения за 1913 г. Пг., 1916. Приложение. С. 234-235.

* I разряд соответствовал казенным средним учебным заведениям; П разряд — городским и уездным училищам; III разряд — начальным училищам.

Таблица 12

Национально-религиозные учебные заведения

Учебные округа

Еврейские учебные заведения

Магометанские школы

общее количество

число учащихся в еврейских училищах

мектебе

медресе

М

Ж

С.-Петербургский

17

234

38

1

Московский

24

421

139

102

Харьковский

42

909

301

114

12

Одесский

1029

21148

15161

406

24

Киевский

2450

45989

8182

Виленский

2474

15377 *

8522 *

Казанский

1938

150

Оренбургский

4

101

21

1129

424

Кавказский

12

801

490

2

4

Рижский

157

3792

1531

Варшавский

2905

61014

13133

Западно-Сибирский

3

156

23

Иркутское ген. губ.

8

369

151

9

2

Туркестанское ген. губ.

23

6022

445

Приамурское ген. губ.

2

Итого:

9248

150311

47692

9723

1064

Источник: Всеподданнейший отчет Министерства Народного Просвещения за 1913 г., Пг., 1916. Приложение. С. 186-191, 238.

* Число учащихся в «хедерах» не учтено.

 

Из
«Объяснительной записки к отчету государственного
контроля по исполнению государственной росписи и
финансовых смет за 1911 год» (СПб., 1912)

Многочисленность назревших потребностей по делу народного образования, остававшихся в течение ряда лет без удовлетворения, должна была вызвать предъявление весьма крупного требования на отпуск из казны средств для расширения деятельности Министерства Народного Просвещения, что и выразилось в значительном росте ассигнований по сметам означенного ведомства за последние годы.

Действительно, бюджет Министерства Народного Просвещения, увеличившийся с 33076 тыс.руб., ассигнованных в 1901 г., до 44165 тыс.руб. в 1906 г., или на 33%, в следующем пятилетии возрастает более чем на 120%, достигая в 1911 г. 97575 тыс.руб.

Необходимо, однако, заметить, что недостаток в учебных заведениях так велик, что с каждым годом выдвигается так много новых запросов в этой области, что надо предвидеть еще в течение многих лет усиленные жертвы казны на народное образование ранее, чем потребность в нем будет достаточно удовлетворена (с. 183).

Увеличение кредитов по Министерству Народного Просвещения дало возможность открыть целый ряд городских, средних общеобразовательных и промышленных учебных заведений, а также улучшить материальное положение высших учебных заведений и ученых учреждений.

За последнее пятилетие более всего возрос кредит, ассигнуемый на начальное образование, а именно с 9144913 руб., отпущенных в 1906 г., до 39650241 руб. по росписи 1911 г., т.е. более чем в 4 раза. Эта сумма составляет почти 42% всего кредита, ассигнованного в отчетном году по смете Министерства Народного Просвещения.

При низком уровне грамотности населения Империи потребность в открытии достаточного числа школ является одной из самых настоятельных (с. 184).

Всеобщая перепись населения Империи 1897 г. обнаружила всего лишь 21% грамотных. Этот процент повышается в Привислинском крае до 30,5%, собственно же в Европейской России без Привислянских губерний и Кавказа составляет 22,9%. Как же мало само по себе такое небольшое число грамотных, но в 24 губерниях из 50 Европейской России оно еще уменьшалось, не достигая 20%. В числе их заключался целый ряд центральных губерний с коренным русским населением: Вологодская, Воронежская, Калужская, Курская, Орловская, Пензенская, Симбирская, Смоленская, Тамбовская и, наконец. Псковская, занимавшая в 1897 г. последнее место по грамотности населения (14,6%). Высокий процент грамотных, 70-80%, дали три Прибалтийские губернии, за ними шли столичные губернии, С.-Петербургская — 55%, Московская — 40%. 42% грамотных обнаружилось в Ковенской губернии и 36% в Ярославской. В остальных губерниях Европейской России оказалось менее 30% умеющих читать.

Этот низкий уровень грамотности, отмеченный переписью 15 лет тому назад, находит себе полное объяснение в положении школьного дела в то время: светская начальная школа была всецело на попечении земства; казенное ассигнование. составляло. лишь 1578893 руб. Параллельно с этим было отпущено по смете Святейшего Синода 3454645 руб. на содержание церковно-приходских школ и школ грамотности.

Обследование положения школьного дела в России, проведенное в 1894 г. Комитетом Грамотности, вьМснило, что начальных училищ и школ грамотности в то время было — 60592 с 2970066 учащимися. По данным, опубликованным Министерством Народного Просвещения, в 1903 г. имелось 87973 начальных школ различных типов и ведомств, а число учащихся возросло до 5088029. Общий размер средств содержания этих школ превышал в 1903 г. 59 млн.руб., из которых 30,1 млн.руб. приходилось на счет земств, сельских и городских обществ, казенное ассигнование равнялось 15,8 млн.руб. .Остальные 13 млн. были получены путем пожертвований, от платы за обучение и из других источников (с. 185).

...В 1906 г. Министерством Народного Просвещения был выработан проект введения всеобщего обучения. Хотя закон о всеобщем обучении не издан до настоящего времени, но основные начала министерского проекта получили 3 мая 1908 г. силу закона, и с этого времени начинается широкий отпуск средств на народное образование и планомерное открытие школ, имеющее своей конечной целью обеспечить доступность начального обучения для всего населения Империи.

В основание мер по введению всеобщего обучения положено взаимодействие правительства и местных организаций (земств, городских общественных управлений). (с. 186).

Картину современного положения школьного дела и результатов, достигнутых за 3 года, протекших со времени приступа к введению всеобщего обучения детей, дает однодневная школьная перепись, произведенная 18 января 1911 г.

Этой переписью зарегистрировано 100295 начальных училищ для детей возраста от 8 до 12 лет, причем Министерство Народного Просвещения считает, что это число составляет около 98% действительного количества таких школ.

Из этих 100295 школ состоят в заведывании: Министерства Народного Просвещения — 59682; Духовного ведомства — 37922; прочих ведомств — 2691.

В день переписи в школах присутствовало 6180510 человек учащихся, что по сравнению с общим числом населения составляет 3,85%. А так как количество детей школьного возраста (от 8 до 12 лет) определяют около 9% всего населения, то оказывается, что лишь около 43% всех детей посещало в 1911 г. начальную школу (с. 187).

…Средняя стоимость содержания одной школы, подведомственной Министерству Народного Просвещения, определяется, по данным переписи, в размере 1182 руб., одной школы Духовного ведомства — 418 руб.

Средний расход на одного учащегося соответственно определяется в 16 р. 86 к. и 8 р. 83 к. Эта разница объясняется тем, что в числе 37922 церковных школ, существовавших к началу 1911 г., заключалась 4091 школа грамотности. (с. 188).

Деятельность Министерства Народного Просвещения по планомерному насаждению школ в целях достижения всеобщего обучения началась. и распространилась прежде всего на 34 губернии, пользующихся положением о земских учреждениях, что вполне соответствовало интересам дела, т.к. именно в этих губерниях имелась организация, пригодная для составления школьных сетей и открытия значительного числа новых училищ.

Из общего числа 359 уездных земств, входящих в состав означенных 34 губерний, в первый же год 122 уезда начали получать пособия по утвержденным школьным сетям, с 1909 г. пособия производятся 63 уездам и с 1910 г. еще 118 уездам. Таким образом, к 1 апреля 1911 г. по 303 уездам шла работа по введению всеобщего обучения. (с. 189).

Сроки осуществления всеобщей доступности начального обучения, т.е. открытия всех предусмотренных школьной сетью данного района училищ, устанавливаются различные, в зависимости от положения школьного дела в каждом уезде и финансовой его состоятельности. В среднем по 34 губерниям этот срок 9,4 года. В 33 уездах (11%) он не превышает 5 лет. В 40 уездах (13 %) на открытие полного числа школ потребуется от 12 до 17 лет. (с. 190).

Из данных, опубликованных Центральным Статистическим Комитетом, видно, что в 1911 г. население 34 земских губерний (76 млн.) составляло 46% всего населения Империи (без Финляндии — 164 млн.).

Число начальных школ в этих губерниях (без школ грамоты) — 59907, составляло 61% всего установленного переписью количества таких же школ (98204). Расход же на содержание составлял 64% общего по Империи расхода. Эти цифры свидетельствуют о крупной роли земств в деле насаждения начального обучения. Иэ 949 городов в 1911 г. вступили в согласие с Министерством о введении всеобщего обучения 69 городов. Затем некоторое количество городских поселений включено в уездные земские сети.

В местностях, на которые не распространяется положение о земских учреждениях, Министерство отпускало до 1911 г. средства на их школьные потребности в распоряжение местных учебных властей без выработанных планов всеобщего обучения (с. 190-191).

Подводя итоги всему вышеизложенному, следует сказать, что русская начальная народная школа, до весьма недавнего времени существовавшая главным образом на счет местных средств, ныне же поддерживаемая крупными отпусками из средств казны, развивается в центральных великорусских и малороссийских губерниях достаточно быстрым ходом при должном взаимодействии правительства и местных организаций, и что достижение здесь в недалеком будущем общедоступности начального обучения можно считать обеспеченным. Положение же русской школы на окраинах и в местностях с преобладанием иноплеменного населения представляется сравнительно отсталым. Планомерное развитие школьного дела в этих местностях, составляющее ныне очередную задачу Министерства Народного Просвещения, несомненно, потребует энергичных трудов со стороны ведающих этим делом органов правительства и больших затрат из государственного казначейства (с. 193).

 

Из
«Объяснительной записки к отчету государственного
контроля по исполнению государственной росписи и
финансовых смет за 1913 г.» (Пг., 1914. С. 283-290)

Общая сумма, отпущенная по смете Министерства Народного Просвещения за отчетный год, достигла 142738715 руб., т.е. увеличилась против сметы 1912 г. (117537360 руб.) на 25 с лишком млн.рублей, или на 21,4%. Большая часть увеличения по смете

1912 г. падает на содержание учебных заведений (до 19 млн.руб.) и на удовлетворение строительных нужд (свыше 4 млн.руб.).

В составе низших учебных заведений Министерства Народного Просвещения заслуживают особого внимания начальные училища, на развитие коих ежегодно отпускаются из казны новые крупные кредиты. Размер ассигнований на начальное образование достиг по смете Министерства 1913 г. половины всей сметной суммы (70 млн.руб.), а вместе с ассигнованиями по смете Святейшего Синода того же года (20 млн.руб.) составляли общую сумму до 90 млн.руб.

…Повышение размера казенного пособия земствам, городам и сельским обществам с 390 руб. до 420 руб. на школьный комплект (50 учеников. — А. К.), считая в том числе жалованье учителям в год не менее 360 руб. и законоучителям не менее 50 руб. (вместо прежних 30 руб.). Далее установленные 4 пятилетних прибавки из казны к основному окладу жалованья преподающих в размере 60 руб. в год за каждое пятилетие.

…Число земств, состоящих в соглашении с Министерством, увеличилось к концу 1913 г. до 402 (в 1912 г. было 386) из общего числа 359 земств по Положению 1890 г. и 67 земств по Положению 1911 г.

Из всех указанных 426 уездных земств 15 земств уже заполнили свои школьные сети и 31 земство достигло предельного размера казенного пособия.

Из 984 городов достигнуто соглашение о введении всеобщего обучения только с 195 (в 1912 г. — с 101 городом) городскими управлениями, 77 городов вошли в школьные сети уездов и 53 городам назначены условно пособия. Таким образом, к 1913 г. приступили к заполнению Школьных сетей лить около 33% общего числа городов.

Наряду с начальными школами МНП в деле всеобщего обучения принимают участие и церковные школы Ведомства Православного Исповедания. В 1913 г. на содержание означенных школ Ведомства (церковно-приходских школ и школ грамоты) было ассигновано из казны 17958218 руб. Местных средств на церковно-школьное дело, по сведениям Училищного Совета, поступило к 1913 г. — 8697472 руб. (в 1912 г. — 8836548 руб.).

Следующее за начальными школами место занимают в бюджете МНП средние общеобразовательные учебные заведения. За короткое время с 1911 г. кредиты на среднюю школу возросли по смете Министерства вдвое и достигли в отчетном году 26 млн.руб.

Столь значительный рост этих кредитов объясняется, однако, не столько увеличением числа вновь открытых учебных заведений этого типа, сколько введением в 1912 г. новых штатов мужских гимназий, прогимназий и реальных училищ (закон 10 мая 1912 г. — об увеличении окладов служащим и хозяйственных расходов. — А.К.).

К 1913 г. общее число средних общеобразовательных учебных заведений достигло 1968, в том числе 843 мужских и 1125 женских. Рост высших и средних профессиональных училищ значительно уступает росту низших профессиональных же школ. В то время как увеличение высших учебных заведений выразилось в 3,8%, а средних даже в 1,6%, число низших школ возросло на 8,7%.

При всем этом, несмотря на сравнительно быстрый рост профессиональных школ, существующих ныне, количество как средних, так и низших специальных учебных заведений не может вполне удовлетворять действительной в них потребности. С развитием у нас сельскохозяйственной, фабрично-заводской и ремесленной промышленности постоянно усиливается спрос на научно-подготовленных мастеров, низших и средних техников по отдельным производствам. Удовлетворению этого спроса, несомненно, потребует от ведающих этим делом органов напряженной деятельности по развитию профессиональных средних и низших школ.

Оглавление: "Справочник Российской империи"

 

 Copyright © ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.