Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Программа демографического развития Иркутской области

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 ноября 2008 г. N 3/44-ЗС

ОБ ОБЛАСТНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ "ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2009 - 2015 ГОДЫ

(в ред. постановлений ЗС Иркутской области от 17.06.2009 N 13/11-ЗС, от 18.11.2009 N 16/26-ЗС)

Рассмотрев представленный проект областной государственной социальной программы "Демографическое развитие Иркутской области" на 2009 - 2015 годы, одобренный постановлением Правительства Иркутской области от 19 ноября 2008 года N 90-пп, Законодательное Собрание постановляет:

утвердить областную государственную социальную программу "Демографическое развитие Иркутской области" на 2009 - 2015 годы (прилагается).

Председатель

Законодательного Собрания

Л.М.БЕРЛИНА

 

 

Утверждена

постановлением

Законодательного Собрания

Иркутской области

от 22 ноября 2008 года

N 3/44-ЗС

 

ОБЛАСТНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2009 - 2015 ГОДЫ

(в ред. постановлений ЗС Иркутской области от 17.06.2009 N 13/11-ЗС, от 18.11.2009 N 16/26-ЗС)

ПАСПОРТ

ОБЛАСТНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2009 - 2015 ГОДЫ

------------------------T-------------------------------------------------В¬
В¦Наименование Программы В¦Областная  государственная  социальная  программаВ¦
В¦                       В¦"Демографическое развитие Иркутской  области"  наВ¦
В¦                       В¦2009 - 2015 годы (далее - Программа)             В¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+
В¦Наименование, дата и   В¦Распоряжение Губернатора Иркутской области от  30В¦
В¦номер нормативного актаВ¦июня 2008 года N 419-р  "О  разработке  областнойВ¦
В¦о разработке Программы В¦государственной       социальной        программыВ¦
В¦                       В¦демографического развития  Иркутской  области  наВ¦
В¦                       В¦2008 - 2015 годы"                                В¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+
В¦Наименование, дата и   В¦                                                 В¦
В¦номер нормативного актаВ¦                                                 В¦
В¦об утверждении         В¦                                                 В¦
В¦Программы              В¦                                                 В¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+
В¦Государственный        В¦Правительство Иркутской области                  В¦
В¦заказчик Программы     В¦                                                 В¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+
В¦Ответственный          В¦Министерство  социального   развития,   опеки   иВ¦
В¦исполнитель Программы  В¦попечительства Иркутской области                 В¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+
В¦Основные разработчики  В¦Министерство  социального   развития,   опеки   иВ¦
В¦Программы              В¦попечительства  Иркутской  области,  министерствоВ¦
В¦                       В¦здравоохранения Иркутской  области,  министерствоВ¦
В¦                       В¦образования   Иркутской   области,   министерствоВ¦
В¦                       В¦культуры  и  архивов  Иркутской  области,  службаВ¦
В¦                       В¦занятости  населения  Иркутской  области,  службаВ¦
В¦                       В¦записи  актов  гражданского  состояния  ИркутскойВ¦
В¦                       В¦области,  министерство  по  физической  культуре,В¦
В¦                       В¦спорту и молодежной политике  Иркутской  области,В¦
В¦                       В¦управление  Губернатора   Иркутской   области   иВ¦
В¦                       В¦Правительства      Иркутской      области      поВ¦
В¦                       В¦правоохранительной и оборонной работе, управлениеВ¦
В¦                       В¦пресс-службы и информации  Губернатора  ИркутскойВ¦
В¦                       В¦области  и   Правительства   Иркутской   области,В¦
В¦                       В¦управление  Федеральной  миграционной  службы  поВ¦
В¦                       В¦Иркутской области, главное управление  внутреннихВ¦
В¦                       В¦дел по Иркутской области                         В¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+
В¦Основная цель ПрограммыВ¦Создание   условий   для   смягчения   негативныхВ¦
В¦                       В¦последствий современной демографической  ситуацииВ¦
В¦                       В¦и   ее   улучшения:   стабилизация    численностиВ¦
В¦                       В¦населения,   достижение   оптимальной   структурыВ¦
В¦                       В¦народонаселения, повышение качества человеческогоВ¦
В¦                       В¦потенциала, создание предпосылок для  устойчивогоВ¦
В¦                       В¦демографического   развития   Иркутской   областиВ¦
В¦                       В¦(воспроизводство       населения,       повышениеВ¦
В¦                       В¦продолжительности жизни,  сокращение  смертности,В¦
В¦                       В¦сохранение и укрепление здоровья населения)      В¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+
В¦Основные задачи        В¦Основными задачами Программы являются:           В¦
В¦Программы              В¦1)    разработка    на     основе     современныхВ¦
В¦                       В¦информационных  технологий  региональной  системыВ¦
В¦                       В¦мониторинга      демографических       процессов,В¦
В¦                       В¦осуществление        информационно-аналитическогоВ¦
В¦                       В¦обеспечения проведения демографической политики вВ¦
В¦                       В¦Иркутской области;                               В¦
В¦                       В¦2) обеспечение условий для всестороннего развитияВ¦
В¦                       В¦семьи,    ее    репродуктивной,    экономической,В¦
В¦                       В¦социально-культурной,        духовно-нравственнойВ¦
В¦                       В¦функций с учетом  современных  проблем  институтаВ¦
В¦                       В¦семьи,  кризисных   явлений   в   семейно-брачныхВ¦
В¦                       В¦отношениях, изменений семейно-брачной ситуации  иВ¦
В¦                       В¦естественного воспроизводства населения;         В¦
В¦                       В¦3) проведение активной семейной,  демографическойВ¦
В¦                       В¦политики стимулирования рождаемости, профилактикиВ¦
В¦                       В¦социального сиротства;                           В¦
В¦                       В¦4)  разработка   и   внедрение   комплекса   мер,В¦
В¦                       В¦направленных  на   снижение   уровня   смертностиВ¦
В¦                       В¦населения,   прежде   всего   в    трудоспособномВ¦
В¦                       В¦возрасте, материнской и младенческой  смертности,В¦
В¦                       В¦укрепление репродуктивного здоровья населения;   В¦
В¦                       В¦5) сохранение и  укрепление  здоровья  населения,В¦
В¦                       В¦увеличение  продолжительности   активной   жизни,В¦
В¦                       В¦создание условий  и  формирование  мотивации  дляВ¦
В¦                       В¦ведения здорового образа жизни;                  В¦
В¦                       В¦6) совершенствование  регулирования  миграционныхВ¦
В¦                       В¦процессов, в том числе внутриобластной  миграции,В¦
В¦                       В¦в  целях  оптимизации  половозрастной   структурыВ¦
В¦                       В¦населения  городских  и  сельских   поселений   иВ¦
В¦                       В¦сбалансированного    демографического    развитияВ¦
В¦                       В¦территорий;                                      В¦
В¦                       В¦7)  повышение  качества  жизни  населения   путемВ¦
В¦                       В¦разработки и внедрения комплекса  мероприятий  поВ¦
В¦                       В¦обеспечению  занятости  трудоспособных   граждан,В¦
В¦                       В¦росту доходов, внедрению мер социальной поддержкиВ¦
В¦                       В¦граждан,   находящихся   в   трудной    жизненнойВ¦
В¦                       В¦ситуации;                                        В¦
В¦                       В¦8)   обеспечение   правовой,    общественной    иВ¦
В¦                       В¦финансовой поддержки оздоровления демографическихВ¦
В¦                       В¦процессов                                        В¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+
В¦Сроки и этапы          В¦Срок реализации Программы - 2009 - 2015 годы     В¦
В¦реализации Программы   В¦                                                 В¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+
В¦Перечень основных      В¦Основными мероприятиями Программы являются:      В¦
В¦мероприятий Программы  В¦1)  разработка  и  реализация  мер  по  улучшениюВ¦
В¦                       В¦статистического  учета   населения,   мониторингаВ¦
В¦                       В¦демографической  ситуации  в  Иркутской  области,В¦
В¦                       В¦обеспечению          информационно-аналитическогоВ¦
В¦                       В¦сопровождения    демографической    политики    вВ¦
В¦                       В¦Иркутской области;                               В¦
В¦                       В¦2)  охрана  репродуктивного  здоровья  населения,В¦
В¦                       В¦улучшение    здоровья     населения,     снижениеВ¦
В¦                       В¦материнской и младенческой смертности, смертностиВ¦
В¦                       В¦от заболеваний сердечно-сосудистой системы;      В¦
В¦                       В¦3)  содействие   снижению   уровня   безработицы,В¦
В¦                       В¦обеспечению трудовой занятости  граждан,  имеющихВ¦
В¦                       В¦детей в возрасте до 3 лет, и молодежи;           В¦
В¦                       В¦4)    создание    позитивного    образа    семьи,В¦
В¦                       В¦популяризация  семейных  ценностей,  профилактикаВ¦
В¦                       В¦семейного неблагополучия и социального сиротства,В¦
В¦                       В¦содействие семейному жизнеустройству  детей-сиротВ¦
В¦                       В¦и  детей,  оставшихся  без  попечения  родителей,В¦
В¦                       В¦мотивация населения к  ведению  здорового  образаВ¦
В¦                       В¦жизни;                                           В¦
В¦                       В¦5)   снижение   уровня    смертности    населенияВ¦
В¦                       В¦вследствие снижения  напряженности  криминогеннойВ¦
В¦                       В¦обстановки;                                      В¦
В¦                       В¦6)  мероприятия,  направленные  на  осуществлениеВ¦
В¦                       В¦анализа миграционных процессов, их регулирование,В¦
В¦                       В¦сбалансированное     демографическое     развитиеВ¦
В¦                       В¦территорий    Иркутской    области,     повышениеВ¦
В¦                       В¦миграционной привлекательности Иркутской области В¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+
В¦Исполнители подпрограммВ¦Министерство  социального   развития,   опеки   иВ¦
В¦и основных мероприятий В¦попечительства  Иркутской  области,  министерствоВ¦
В¦                       В¦здравоохранения Иркутской  области,  министерствоВ¦
В¦                       В¦образования   Иркутской   области,   министерствоВ¦
В¦                       В¦культуры  и  архивов  Иркутской  области,  службаВ¦
В¦                       В¦занятости  населения  Иркутской  области,  службаВ¦
В¦                       В¦записи  актов  гражданского  состояния  ИркутскойВ¦
В¦                       В¦области,  министерство  по  физической  культуре,В¦
В¦                       В¦спорту и молодежной политике  Иркутской  области,В¦
В¦                       В¦управление  Губернатора   Иркутской   области   иВ¦
В¦                       В¦Правительства      Иркутской      области      поВ¦
В¦                       В¦правоохранительной и оборонной работе, управлениеВ¦
В¦                       В¦пресс-службы и информации  Губернатора  ИркутскойВ¦
В¦                       В¦области  и   Правительства   Иркутской   области,В¦
В¦                       В¦управление  Федеральной  миграционной  службы  поВ¦
В¦                       В¦Иркутской области, главное управление  внутреннихВ¦
В¦                       В¦дел по Иркутской области                         В¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+
В¦Объемы финансирования  В¦Источником  финансирования   Программы   являютсяВ¦
В¦(с расшифровкой по     В¦средства областного бюджета.                     В¦
В¦годам и источникам)    В¦Объем  средств,  необходимых  для  финансированияВ¦
В¦                       В¦Программы, составляет 845187,0 тыс. рублей, в томВ¦
В¦                       В¦числе:                                           В¦
В¦                       В¦2009 год - 3557,0 тыс. руб.;                     В¦
В¦                       В¦2010 год - 3557,0 тыс. руб.;                     В¦
В¦                       В¦2011 год - 149935,0 тыс. руб.;                   В¦
В¦                       В¦2012 год - 183611,0 тыс. руб.;                   В¦
В¦                       В¦2013 год - 157157,0 тыс. руб.;                   В¦
В¦                       В¦2014 год - 167813,0 тыс. руб.;                   В¦
В¦                       В¦2015 год - 179557,0 тыс. руб.                    В¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+
В¦Ожидаемые конечные     В¦Ожидаемые    конечные    результаты    реализацииВ¦
В¦результаты реализации  В¦Программы  по  инновационному  (оптимистическому)В¦
В¦Программы              В¦или высокому варианту:                           В¦
В¦                       В¦-  сокращение  убыли,  стабилизация   численностиВ¦
В¦                       В¦населения Иркутской области  на  уровне  2,5 млн.В¦
В¦                       В¦человек;                                         В¦
В¦                       В¦-  повышение  уровня  рождаемости   в   ИркутскойВ¦
В¦                       В¦области к 2015 году до 35,0 тыс. новорожденных  вВ¦
В¦                       В¦год;                                             В¦
В¦                       В¦- снижение смертности населения Иркутской областиВ¦
В¦                       В¦к 2015 году до 29,0 тыс. человек в год;          В¦
В¦                       В¦- снижение младенческой  смертности  в  ИркутскойВ¦
В¦                       В¦области к 2015 году до 8,8 на 1000 родившихся;   В¦
В¦                       В¦-   сокращение   естественной   убыли   населенияВ¦
В¦                       В¦Иркутской области, естественный  прирост  к  2015В¦
В¦                       В¦году - 6,0 тыс. человек;                         В¦
В¦                       В¦- увеличение  ожидаемой  продолжительности  жизниВ¦
В¦                       В¦населения Иркутской области к 2015 году до  67,15В¦
В¦                       В¦года, в том числе мужчин - 61,25 года,  женщин  -В¦
В¦                       В¦73,04 года;                                      В¦
В¦                       В¦-   сокращение   миграционной   убыли   населенияВ¦
В¦                       В¦Иркутской области к 2015 году до 4826 человек    В¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+
В¦Система организации и  В¦Организация исполнения  Программы  осуществляетсяВ¦
В¦контроля за исполнениемВ¦ответственным    исполнителем     Программы     -В¦
В¦Программы              В¦министерством  социального  развития,   опеки   иВ¦
В¦                       В¦попечительства Иркутской области в  установленномВ¦
В¦                       В¦порядке.  Контроль   за   исполнением   ПрограммыВ¦
В¦                       В¦осуществляется      уполномоченными      органамиВ¦
В¦                       В¦государственной  власти   Иркутской   области   вВ¦
В¦                       В¦пределах их компетенции в установленном порядке  В¦
L-----------------------+--------------------------------------------------

ОБЛАСТНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2009 - 2015 ГОДЫ

I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ

В мае 2006 года в ежегодном Послании Президента России Федеральному Собранию впервые самой острой проблемой современной России была обозначена демографическая проблема, был предложен комплекс мер, направленных на решение демографических проблем как в Российской Федерации в целом, так и в отдельных ее субъектах.

В феврале 2008 года на расширенном заседании Государственного совета "О стратегии развития России до 2020 года" было отмечено, что развитие человека - это и основная цель, и необходимое условие прогресса современного общества, это и сегодня, и в долгосрочной перспективе - национальный приоритет.

Кроме того, роль человеческого капитала нашла отражение и в Программе социально-экономического развития Иркутской области на 2006 - 2010 годы, утвержденной Законом Иркутской области от 26 октября 2006 года N 68-оз, где развитие человеческого потенциала выдвигается в разряд первоочередных задач в структуре стратегических задач социально-экономического развития области.

Очевидно, что решение этой задачи невозможно без консолидации усилий всех представительных и исполнительных органов государственной власти Иркутской области, органов местного самоуправления, общественных, благотворительных организаций для решения вопросов улучшения демографической ситуации в Иркутской области.

Вот почему сегодня очень важно определить основные задачи в сфере решения демографических проблем. Сложившаяся демографическая ситуация остается крайне неблагополучной, происходящие в целом в Российской Федерации социально-демографические процессы неизбежно затронули и Иркутскую область.

В соответствии с данными территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области Иркутская область занимает территорию площадью 774,8 тыс. кв.км. Плотность населения - 3,2 человека на 1 кв.км. В области расположено 22 города (из них 14 - областного подчинения), имеется 54 поселка городского типа, 33 административных района, 1488 сельских населенных пунктов.

Численность постоянного населения на 1 января 2007 года составила 2513,8 тыс. человек. Иркутская область является урбанизированной территорией - 79% населения проживает в городах и поселках городского типа. Жителей мужского пола насчитывается 1165,1 тыс. человек (46% общей численности населения), женщин - 1348,7 (54%).

Одной из характеристик возрастной структуры населения является показатель демографической нагрузки - соотношение численности лиц нетрудоспособного и трудоспособного возрастов. В Иркутской области на 1000 человек трудоспособного возраста приходится 563 жителя нетрудоспособного, из них 291 - дети и подростки до 16 лет и 272 человека старших возрастов.

Средний возраст населения Иркутской области составляет 36,1 года. Из регионов Сибирского федерального округа наиболее молодое население проживает в Республике Тыва (29,1 года), Алтайском крае (33,2), Читинской области (34,5). Самый высокий показатель среднего возраста в Новосибирской области - 38,7 года.

В Иркутской области, как и по России в целом, в динамике за ряд лет прослеживается устойчивая тенденция сокращения населения. При этом в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе до 2003 года динамика была положительной.

Динамика численности населения

По предварительной оценке, численность постоянного населения на 1 января 2008 года составила 2507,6 тыс. человек и уменьшилась за год на 6,2 тыс. человек.

Индикаторами демографических процессов, постоянно влияющими на изменение численности населения, являются естественное движение и миграция населения.

До 1999 года уменьшение численности населения происходило в большей степени за счет отрицательного сальдо миграции. В последние годы основным фактором, влияющим на сокращение жителей Иркутской области, является естественная убыль.

В последний раз увеличение численности жителей Иркутской области было зафиксировано в 1990 году. В масштабах области рост численности тогда определялся естественным приростом - положительный итог естественного движения населения компенсировал отрицательное сальдо миграции. Это было характерно для большинства территорий Иркутской области.

В 1991 - 1992 годах число родившихся еще превышало число умерших, однако численность населения Иркутской области уменьшалась за счет отрицательного сальдо миграции. Начиная с 1993 года оба фактора изменения численности (сальдо миграции и естественного движения) имеют отрицательные значения.

На сальдо естественного движения населения влияют показатели рождаемости и смертности.

Коэффициенты естественного движения

Начиная с 1988 года в сложный период тотального дефицита, а затем либерализации цен и перехода на рыночные условия хозяйствования, появившейся безработицы и задержки заработной платы, в результате неуверенности в завтрашнем дне вследствие постперестроечного времени рождаемость населения снизилась.

Только с 2000 года наметилась тенденция роста коэффициента рождаемости в Иркутской области. В большей степени это обусловлено вступлением в детородный возраст девушек, родившихся в 80-е годы прошлого столетия - период, когда рождаемость была выше, чем в 70-е годы.

Средний возраст матери при рождении составляет 26 лет. В последние годы наблюдается сдвиг рождаемости в сторону более старших возрастов, что обусловлено повышением среднего возраста вступления в брак, и вместе с тем наблюдается некоторое увеличение рождаемости у девочек 15 - 17 лет.

Возрастной состав лиц, вступающих в брак (процентов)

 

2000 г.В В 

2002 г.В В 

2003 г.В В 

2004 г.В В 

2006 г.В В 

Мужчин

Женщин

Мужчин

Женщин

Мужчин

Женщин

Мужчин

Женщин

Мужчин

Женщин

ВсегоВ В В В В 

100В 

100В 

100В 

100В 

100В 

100В 

100В 

100В 

100В 

100В 

в том числе
в возрасте:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

до 18В В В В В 

0,5

3,0

1,0

2,0

-В 

2,0

1,0

2,0

0,2

1,5

18 - 24В В В 

50,0

60,0

45,0

54,0

43,0

54,0

41,0

54,0

39,1

52,7

25 - 34В В В 

32,0

23,0

34,0

28,0

37,0

29,0

37,0

29,0

40,2

31,3

35 и старше

17,5

14,0

20,0

16,0

20,0

15,0

21,0

15,0

20,6

14,5

Все больше детей рождается вне официально зарегистрированного брака (в 1990 году - 13%, 2006 году - 23%). Растет удельный вес детей, родившихся у матерей-одиночек. В 1990 году по заявлению матери было зарегистрировано 11% от общего числа родившихся детей, в 2006 году - 22%. Такая ситуация во многом обусловлена снижавшимся количеством регистрируемых браков и их непрочностью, ростом числа разводов.

Динамика брачности и разводимости

Рождаемость в Иркутской области значительно ниже черты простого воспроизводства населения (это примерно 2,15 рождения в расчете на одну женщину в течение ее жизни), хотя и выше среднероссийского уровня и показателя Сибирского федерального округа. 

Суммарный коэффициент рождаемости

 

Все населениеВ 

ГородскоеВ В В 
населениеВ В В 

СельскоеВ В В 
населениеВ В В 

1989/1990

2006

1989/1990

2006

1989/1990

2006

Российская Федерация

1,950

1,296

1,766

1,199

2,587

1,611

СибирскийВ В В В В В В В В В 
федеральный округВ В 

 

1,348

 

1,230

 

1,722

Иркутская областьВ В 

2,243

1,431

2,051

1,324

3,237

1,928

Так, в 2007 году уровень рождаемости составил 13,8 на 1000 населения и вырос по сравнению с 2006 годом на 1,5 (число родившихся в 2007 году - 34660, в 2006 году - 31039).

Непростая демографическая ситуация усугубляется тенденцией роста смертности населения. Основными причинами смерти по-прежнему являются болезни системы кровообращения, неестественные причины (несчастные случаи, травмы, отравления), новообразования. В последние годы возросла доля смертей от заболеваний органов пищеварения, инфекционных и паразитарных болезней.

В структуре смертей от неестественных причин убийства и суициды составляют 18,5 и 18,3% соответственно, транспортные травмы - 13,7%, случайные отравления алкоголем - 10,5%. По уровню смертности от первых трех причин Иркутская область лидирует.

Сравнительная характеристика уровня смертности от внешних причин

Наблюдается значительный рост смертности в трудоспособном возрасте как мужчин, так и женщин. Причем в структуре смертности трудоспособных мужчин первое место занимают несчастные случаи, травмы, отравления.

Динамика смертности населения трудоспособного возраста от основных классов причин смерти (число умерших на 100 тыс. человек)

Смертность мужчин в трудоспособном возрасте в 3 раза выше, чем женщин. Мужчины в 4 раза чаще умирают от внешних причин. При этом их гибель в дорожно-транспортных происшествиях и в результате отравления алкоголем случается чаще в 3 раза, убийства - в 4 раза. В 5 раз чаще, чем у женщин, регистрируются суициды.

Смертность населения (как мужчин, так и женщин) от новообразований и транспортных травм с начала 90-х годов несколько снизилась.

Уровень здоровья и смертности населения в конечном счете определяет продолжительность жизни. Так, например, ожидаемая продолжительность жизни для рожденных в 2006 году составит 63 года. При устранении основных причин смерти продолжительность жизни может увеличиться. Снижение числа преждевременных смертей от болезней системы кровообращения может продлить жизнь населения области примерно на 7 лет, сокращение гибели от "управляемых" (неестественных) причин - почти на 5 лет, ранняя диагностика и лечение рака и других опухолей - в среднем на 2 года.

Положительным моментом является снижение младенческой смертности. 

Младенческая смертность

В 2007 году уровень младенческой смертности снизился на 7,3 и составил 110,3 чел. на 10,0 тыс. родившихся (в 2006 году - 117,6).

В 2006 году при некотором снижении смертности населения естественная убыль уменьшилась и составила 2,8 человека на 1000 населения (в Российской Федерации - 4,8, Сибирском федеральном округе - 3,5). В 2007 году число умерших превысило число родившихся на 1,6% (в 2006 году - на 22,9%), естественная убыль составила 0,2 человека на 1000 населения.

Ежегодно около 30 тыс. человек совершают перемещения (переезд на постоянное место жительства) по территории Иркутской области. Последние 5 лет интенсивность внутриобластной миграции остается примерно на одном уровне.

 

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

Внутриобластная миграция, человек

27798В 

26022В 

27726В 

26379В 

25747В 

Коэффициент интенсивностиВ В В В В В В 

10,7

10,1

10,8

10,4

10,2

Данный вид миграции влияет на изменение числа жителей административно-территориальных единиц и не отражается на численности населения Иркутской области в целом.

Значительное влияние на демографическую ситуацию оказывает внешняя для региона миграция. В сравнении с 90-ми годами прошлого столетия интенсивность внешней миграции снизилась (с 52 человек на 1000 населения до 24 в 2006 году). В последние годы за счет отрицательного сальдо миграции из Иркутской области выбывает 5 - 6 тыс. человек в год, в 2006 году - 6049 человек, в 2007 году - 5686.

Большая часть миграционных перемещений с пересечением границ региона совершается в пределах России. При межрегиональных передвижениях около половины мигрантов Иркутской области меняют место жительства в пределах Сибирского федерального округа. Наблюдается большой отток населения на другие территории Российской Федерации, выезжают жители области также в страны дальнего зарубежья.

 

2007 г.В В В В В В В В В В В В 

2006 г.В В В В В В В В В В В В 

числоВ 
прибывших

числоВ 
выбывших

миграционный
прирост (+),
снижение (-)

числоВ 
прибывших

числоВ 
выбывших

миграционный
прирост (+),
снижение (-)

МиграцияВ В В В В В В В В 

37457

43143

-5686

37513

43562

-6049

из нее:В В В В В В В В В В 
в пределах России

35013

42448

-7435

36590

42895

-6305

в том числеВ В В В В В 

 

 

 

 

 

 

внутрирегиональная

24464

24464

-

25747

25747

-

межрегиональнаяВ В 

10549

17984

-7435

10843

17148

-6305

международнаяВ В В В 

2444

695

1749

923

667

256

в том числе:В В В В В 

 

 

 

 

 

 

со странами СНГ и
БалтииВ В В В В В В В В В В 

2323

497

1826

863

492

371

с другими странами

121

198

-77

60

175

-115

Наиболее подвижным является население в возрасте 20 - 39 лет. Доля трудоспособного населения из числа выбывших за пределы Иркутской области составила 84%.

Трудоспособные мигранты, выезжающие за пределы Иркутской области, имеют более высокий уровень образования по сравнению с меняющими место жительства в пределах региона. Из них большая часть приходится на граждан с высшим образованием. При межрегиональном обмене прибывшие из других регионов России имеют немного более высокий уровень образования, чем выбывшие. В международной миграции наиболее заметна разница в уровне образования выбывших (26,9% - с высшим образованием) и прибывших (15,8%). Мигранты из СНГ чаще имеют среднее или среднее специальное образование.

 

Доля мигрантов в трудоспособном возрасте с уровнем образования, %

высшее

неоконченное
высшееВ В 

среднееВ 
специальное

среднее
(полное и
неполное)

начальное и
не имеющие
образования

уровеньВ 
образования
не указан

Прибывшие поВ В В В 
видам миграцииВ В 

 

 

 

 

 

 

внутриобластнаяВ 

20,7

6,8

32,4

36,7

1,1

2,2

межрегиональнаяВ 

26,2

7,6

31,5

32,2

0,3

2,1

международнаяВ В В 

15,8

3,1

36,2

41,8

0,5

2,6

Выбывшие по видам
миграции:В В В В В В В 

 

 

 

 

 

 

внутриобластнаяВ 

20,7

6,8

32,4

36,7

1,0

2,2

межрегиональнаяВ 

25,2

6,0

29,4

38,3

0,4

0,8

международнаяВ В В 

26,9

7,0

30,2

34,3

-В 

1,6

Поскольку миграция населения имеет отрицательное сальдо, регион до сих пор несет интеллектуальные потери.

Отмеченные в 2006 - 2007 годах некоторые положительные моменты в процессе воспроизводства населения еще не говорят о коренном изменении ситуации.

Сокращение численности детей и подростков ведет к возникновению проблем формирования трудовых ресурсов Иркутской области, уменьшению объемов подготовки квалифицированных кадров в общеобразовательных, профессиональных и высших учебных заведениях, ослаблению системы подготовки кадров, наносит урон функционированию рынка труда.

Старение населения приводит к возникновению дефицита рабочей силы, росту нагрузки на трудоспособное население и систему здравоохранения, обострению проблем с выплатами пенсий и социальных пособий.

Отток из Иркутской области квалифицированных кадров, особенно молодежи, ведет к снижению научного, творческого, культурного потенциалов Иркутской области, к сокращению численности и ухудшению структуры трудовых ресурсов и соответственно к усилению проблем в экономической и социальной сферах Иркутской области.

В условиях ожидаемого экономического роста сокращение численности экономически активного населения вызовет острый дефицит рабочей силы.

Проблему депопуляции населения необходимо решать, в том числе и проведением гибкой миграционной политики. Меры по развитию постоянной иммиграции должны быть направлены на привлечение в Иркутскую область квалифицированных специалистов и инвесторов. В Программе предусматривается разработка и принятие Концепции миграционной политики в Иркутской области.

Сложившаяся в Иркутской области система образования не в полной мере соответствует потребностям существующего рынка труда. В связи с этим необходимо приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда, повышение доступности качественных образовательных услуг.

Особенно остро сегодня сказывается недостаточное количество детских дошкольных образовательных учреждений. В Иркутской области действуют 867 дошкольных образовательных учреждений разных видов, их посещают 92 тысячи детей, в том числе 47 образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, в результате ими охвачено 58% детей в возрасте от 1 года до 7 лет.

В последние годы отмечен значительный рост очереди на устройство детей в детские сады (количество детей, нуждающихся в устройстве в детские сады, превышает 20 тыс.).

В 115 населенных пунктах Иркутской области, где проживает более трех тысяч детей дошкольного возраста, учреждения дошкольного образования отсутствуют.

Важнейшую роль в духовно-нравственном становлении подрастающего поколения Иркутской области играет художественное образование. На сегодняшний день система художественного образования Иркутской области представляет собой сложившуюся десятилетиями систему, включающую в себя 116 школ, в том числе: 40 детских музыкальных школ, 53 детские школы искусств, 23 детские художественные школы. Количество учащихся в школах - 22347 человек, что составляет 8,0% от численности детского населения Иркутской области (по России этот показатель в среднем составляет 8,7%, по Сибирскому федеральному округу - 8,3%). Во многих городах области детские школы искусств являются настоящими центрами культуры, хранителями художественных ценностей, определяя культурную жизнь городов и районов. Именно школы искусств закладывают базовые основы художественной культуры личности, оказывают влияние на воспитание и повышение культуры населения, ведут поиск детских творческих дарований и самое главное - сохраняют уникальный вид образования, важный для развития культуры всей России. Сохранение сети учреждений художественного образования детей является важным приоритетом при выполнении задачи по увеличению охвата детского населения Иркутской области системой дополнительного образования.

Наиболее уязвимой частью детского населения являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Численность детей этой категории на 1 января 2008 года составила 23023 человека, из них большая часть - социальные сироты.

На демографической ситуации сказывается и значительная дифференциация населения по уровню доходов и низкий уровень жизни значительной части населения. Заработная плата, являющаяся основным источником доходов населения в репродуктивном возрасте, обеспечивает 3,26 прожиточного минимума. На начало 2008 года численность населения, имеющего среднедушевые доходы ниже прожиточного минимума, составила 392,7 тыс. чел., или 15,6%.

Немаловажную роль в формировании демографической ситуации в регионе играет уровень занятости населения, наличие рабочих мест на рынке труда. На начало 2008 года численность экономически активного населения в Иркутской области составила 1255,6 тыс. человек, на учете в органах государственной службы занятости состояло 39,3 тыс. жителей области, не занятых трудовой деятельностью, из них 27,8 тыс. человек имели статус безработного. Уровень регистрируемой безработицы составил 2,2% экономически активного населения. Нагрузка незанятого населения, состоящего на учете, составила 1,3 человека на одну заявленную вакансию.

Сегодня в Иркутской области активно развивается система мер социальной поддержки граждан, имеющих детей, увеличены ежемесячные пособия на детей, стимулируется устройство на воспитание в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, увеличены выплаты денежного содержания на детей, находящихся под опекой (попечительством) и в приемных семьях, увеличено единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью, введено единовременное пособие при усыновлении ребенка и др.

Однако полноценное решение проблем, связанных со снижением демографического развития, невозможно только за счет развития социальной сферы. Улучшение демографической ситуации может быть достигнуто лишь в полном единстве политических, экономических и социальных подходов к реализации как настоящей Программы, так и программ демографического развития муниципальных образований области.

В соответствии с Программой социально-экономического развития Иркутской области на 2006 - 2010 годы, утвержденной Законом Иркутской области от 26 октября 2006 года N 68-оз, стимулирующим фактором в демографическом развитии должно стать формирование агломерации на базе городов Иркутск, Ангарск, Шелехов - Большого Иркутска. Осуществление этого проекта позволит повысить качество городской системы управления, создать транспортную и социальную инфраструктуры, отвечающие требованиям современного мегаполиса, будет способствовать интенсификации реализации крупных инвестиционных проектов.

Таким образом, неблагоприятная демографическая ситуация, выражающаяся в сохраняющейся естественной убыли и миграционном оттоке населения, является одним из наиболее серьезных факторов, сдерживающих развитие Иркутской области в средней и долгосрочной перспективе.

В целях решения сложившейся демографической ситуации в Иркутской области разработана Концепция демографического развития Иркутской области до 2015 года, которая определяет основные приоритеты и направления реализации региональной демографической политики. Реализация данной Концепции также требует программно-целевого подхода.

II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Основной целью Программы является:

- создание условий для смягчения негативных последствий современной демографической ситуации и ее улучшения: стабилизация численности населения, достижение оптимальной структуры народонаселения, повышение качества человеческого потенциала, создание предпосылок для устойчивого демографического развития Иркутской области (воспроизводство населения, повышение продолжительности жизни, сокращение смертности, сохранение и укрепление здоровья населения).

Основными задачами Программы являются:

1) разработка на основе современных информационных технологий региональной системы мониторинга демографических процессов, осуществление информационно-аналитического обеспечения проведения демографической политики в Иркутской области;

2) обеспечение условий для всестороннего развития семьи, ее репродуктивной, экономической, социально-культурной, духовно-нравственной функций с учетом современных проблем института семьи, кризисных явлений в семейно-брачных отношениях, изменений семейно-брачной ситуации и естественного воспроизводства населения;

3) проведение активной семейной, демографической политики стимулирования рождаемости, профилактики социального сиротства;

4) разработка и внедрение комплекса мер, направленных на снижение уровня смертности населения, прежде всего в трудоспособном возрасте, материнской и младенческой смертности, укрепление репродуктивного здоровья населения;

5) сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни;

6) совершенствование регулирования миграционных процессов, в том числе внутриобластной миграции, в целях оптимизации половозрастной структуры населения городских и сельских поселений и сбалансированного демографического развития территорий;

7) повышение качества жизни населения путем разработки и внедрения комплекса мероприятий по обеспечению занятости трудоспособных граждан, росту доходов, внедрению мер социальной поддержки граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации;

8) обеспечение правовой, общественной и финансовой поддержки оздоровления демографических процессов.

Сроки и этапы реализации Программы:

Программа рассчитана на период реализации с 2009 по 2015 год. Реализация Программы будет осуществляться в один этап.

III. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ, ВКЛЮЧАЯ МЕХАНИЗМ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ 

Основными мероприятиями Программы являются:

1) разработка и реализация мер по улучшению статистического учета населения, мониторинга демографической ситуации в Иркутской области, обеспечению информационно-аналитического сопровождения демографической политики в Иркутской области;

2) охрана репродуктивного здоровья населения, улучшение здоровья населения, снижение материнской и младенческой смертности, смертности от заболеваний сердечно-сосудистой системы;

3) содействие снижению уровня безработицы, обеспечению трудовой занятости граждан, имеющих детей в возрасте до 3 лет, молодежи;

4) создание позитивного образа семьи, популяризация семейных ценностей, профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства, содействие семейному жизнеустройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, мотивация населения к ведению здорового образа жизни;

5) снижение уровня смертности населения в результате напряженности криминогенной обстановки;

6) мероприятия, направленные на осуществление анализа миграционных процессов, их регулирования, сбалансированного демографического развития территорий Иркутской области, повышения миграционной привлекательности Иркутской области.

Механизм реализации и система организации контроля за исполнением Программы:

Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета в соответствии с действующим законодательством.

Мероприятия Программы реализуются путем приобретения оборудования или иного имущества в областную государственную собственность в порядке, установленном действующим законодательством.

Организация исполнения Программы осуществляется ответственным исполнителем Программы - министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в установленном порядке.

Контроль за исполнением Программы осуществляется уполномоченными органами государственной власти Иркутской области в пределах их компетенции и в установленном порядке.

Финансовый контроль за целевым использованием бюджетных средств осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством.

IV. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Скачать таблицу по финансовому обеспечению программы в архиве rar

V. СВЕДЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ ЗАКАЗЧИКЕ И РАЗРАБОТЧИКАХ

Государственным заказчиком Программы является Правительство Иркутской области.

Ответственным исполнителем Программы является министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.

Основными разработчиками Программы являются:

- министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области;

- министерство здравоохранения Иркутской области;

- министерство образования Иркутской области;

- министерство культуры и архивов Иркутской области;

- служба занятости населения Иркутской области;

- служба записи актов гражданского состояния Иркутской области;

- министерство по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области;

- управление Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области по правоохранительной и оборонной работе;

- управление пресс-службы и информации Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области;

- управление Федеральной миграционной службы по Иркутской области, главное управление внутренних дел по Иркутской области;

- главное управление внутренних дел по Иркутской области.

К реализации настоящей Программы в установленном порядке привлекаются научные организации, общественные объединения, профессиональные союзы, средства массовой информации и иные организации.

VI. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ, ПРОГНОЗ ОЖИДАЕМЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Основной целью Программы является создание условий для смягчения негативных последствий современной демографической ситуации и ее улучшения: стабилизация численности населения, достижение оптимальной структуры народонаселения, повышение качества человеческого потенциала, создание предпосылок для устойчивого демографического развития Иркутской области (воспроизводство населения, повышение продолжительности жизни, сокращение смертности, сохранение и укрепление здоровья населения).

Следовательно, показателями оценки эффективности реализации Программы в Иркутской области будут являться: воспроизводство населения, повышение продолжительности жизни, сокращение смертности, повышение рождаемости, естественный прирост, снижение миграции населения.

При условии реализации в Иркутской области в полном объеме планируемых мероприятий Программы к 2015 году оценкой эффективности социально-экономических последствий будут являться достижение следующих индикаторов (показателей) эффективности реализации Программы:

NВ 
п/п

ПоказательВ В В В В В В В 

Значение показателяВ В В В В В В В В В 

Инерционный
сценарийВ 
(низкий)В 

Переходный
сценарий
(средний)

ИнновационныйВ 
(оптимистический,
или высокий)В В 
сценарийВ В В В 

1.В 

ВоспроизводствоВ  населения,
тыс. чел.В В В В В В В В В В В В В В В В В 

2409,6

2454,5

2492,6

2.В 

Рождаемость, тыс. чел.В В В В 

29,2

32,0

35,0

3.В 

Смертность, тыс. чел.В В В  В В 

40,0

33,0

29,0

4.В 

Естественный прирост, убыль

-10,8

-1,0

6,0

5.В 

МладенческаяВ В В  смертность,
число умерших в возрасте до
1 года на 1000 родившихсяВ 

9,7

9,3

8,8

6.В 

Ожидаемая продолжительность
жизни (оба пола), летВ В В В В 

64,95

65,43

67,15

 

в том числе:В В В В В В В В В В В В В В 

 

 

 

6.1.

МужчинВ В В В В В В В В В В В В В В В В В В В 

58,59

59,17

61,25

6.2.

ЖенщинВ В В В В В В В В В В В В В В В В В В В 

71,60

71,91

73,04

7.В 

Сальдо миграцииВ В В В В В В В В В В 

-7939В В 

-5901В В 

-4826 

Расчет показателей оценки реализации Программы к 2015 году произведен в трех вариантах (инерционный, или низкий, переходный, или средний, инновационный (оптимистический, или высокий). Он предполагает позитивные изменения отдельных демографических показателей в ближайшие годы и их ухудшение даже в самом благоприятном варианте в конце прогнозного периода. По любому из вариантов население региона будет сокращаться. Однако два показателя при любой ситуации будут иметь позитивную тенденцию на протяжении всего периода. Ожидаемая продолжительность жизни по наиболее вероятному, среднему варианту расчета возрастет с 65,2 в 2008 году до 65,4 года в 2015 году. Будет неуклонно возрастать и суммарный коэффициент рождаемости, по высокому варианту в 2015 году рождаемость приблизится к значению, способному обеспечить простое численное замещение старшего поколения родившимися детьми, и составит 2,09.

Индикативные показатели оценки эффективности реализации Программы по годам реализации:

NВ 
п/п

ПоказательВ В В В В В В В 

Значение показателя (прогноз)В В В В В В В В В В В В В В В В В В В 

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

1.В 

Воспроизводство населения,В 
тыс. чел.В В В В В В В В В В В В В В В В В В 

2500,7

2497,1

2494,1

2493,0

2493,2

2493,3

2492,6

2.В 

Рождаемость, тыс. чел.В В В В В 

36,2

36,4

36,5

36,3

36,0

35,6

35,0

3.В 

Смертность, тыс. чел.В В В В В В 

32,8

31,7

30,9

30,2

29,6

29,1

29,0

4.В 

Естественный прирост, убыль

3,4

4,7

5,5

6,1

6,5

6,5

6,0

5.В 

МладенческаяВ В В В  смертность,
число умерших в возрастеВ  до
1 года на 1000 родившихсяВ В 

10,3

10,0

9,7

9,5

9,2

9,0

8,8

6.В 

ОжидаемаяВ  продолжительность
жизни (оба пола), летВ В В В В В 

65,42

65,57

65,93

66,31

66,61

66,87

67,15

 

в том числе:В В В В В В В В В В В В В В В 

 

 

 

 

 

 

 

6.1.

МужчинВ В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В 

59,18

59,42

59,83

60,26

60,62

60,93

61,25

6.2.

ЖенщинВ В В В В В  В В В В В В В В В В В В В В В 

71,91

71,94

72,18

72,46

72,69

72,86

73,04

7.В 

Сальдо миграцииВ В В В В В В В В В В В 

-5480В В 

-5281В В 

-4678В В 

-4768В В 

-4737В В 

-4785В В 

-4826В В 

Помимо достижения индикаторов (показателей) оценки эффективности реализации Программы к 2015 году предполагается достижение следующих ожидаемых конечных результатов Программы:

- внедрение системы мониторинга демографической ситуации в Иркутской области на основе современных информационных технологий;

- укрепление социального института семьи, возрождение и сохранение отечественных духовно-нравственных традиций семейных отношений, семейного воспитания, формирование мотивации к здоровому образу жизни, ориентация населения на расширенное демографическое воспроизводство, профилактика социального сиротства;

- увеличение доли детей в общеобразовательных учреждениях в возрасте от 7 до 17 лет от общей численности населения соответствующего возраста - 93,7%, увеличение охвата детей в возрасте 1 - 6 лет дошкольными учреждениями - 71,0%, дополнительным образованием детей от 7 до 15 лет в сфере культуры - 9%;

- создание предпосылок для снижения уровня зарегистрированной безработицы - 1,9%; численности незанятых граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, в расчете на 1 вакансию - 1,0 ед.;

- развитие научного и кадрового обеспечения демографической и семейной политики в рамках реализации Программы (подготовка, переподготовка, повышение квалификации кадров);

- привлечение внимания общественности путем информирования через СМИ широких слоев населения о состоянии демографической ситуации в Иркутской области.

ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ОБЛАСТНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2009 - 2015 ГОДЫ

(в ред. постановлений ЗС Иркутской области от 17.06.2009 N 13/11-ЗС, от 18.11.2009 N 16/26-ЗС)

Подробный перечень мероприятий приведён в архиве (rar)

Минсоцразвития министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области;
МЗ министерство здравоохранения Иркутской области;
Служба ЗАГС служба записей актов гражданского состояния Иркутской области;
УФМС Управление Федеральной миграционной службы Иркутской области;
МО министерство образования Иркутской области;
МКиА министерство культуры и архивов Иркутской области;
МФКС и МП министерство по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области;
УГПОР управление Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области по правоохранительной и оборонной работе;
СЗН служба занятости населения Иркутской области;
ГУВД В В В В В В В Главное управление внутренних дел по Иркутской области

 

 Copyright В© ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.