Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Авиационно-космический кластер в Самарской области

Важнейшей сферой специализации промышленности Самарской области является развитие двух приоритетных в национальном масштабе промышленных комплексов – ракетно-космического и авиастроительного. Экономические субъекты этого кластера задействованы в решении крупных государственных задач национальной безопасности и национальной конкурентоспособности.
Авиационно-космический кластер Самарской области – это мощная система, в которую входят организации по разработке, производству, испытаниям летательных аппаратов, их эксплуатации. Он является одним из высокотехнологичных секторов экономики области. Организации кластера, и особенно научно-исследовательские, опытно-конструкторские и учебные заведения авиакосмического направления, аккумулируют передовые технологии, являются источником высококвалифицированных кадров для всех отраслей экономики области.
Развитие кластера определяется потребностями государства в продукции по государственному оборонному заказу, а также развитием производств гражданской продукции в интересах автомобильной отрасли, энергетики и нефтегазодобывающих отраслей, сельскохозяйственного машиностроения, других секторов экономики.
На организации авиационно-космического кластера приходится около 3% общего объема промышленного производства Самарской области и четверть объема машиностроительной продукции (за вычетом глобально доминирующей автомобильной).
Взаимодействие в производственной цепочке выпуска конечной продукции, общность характера применяемых технологий, профессионально-квалификационный состав кадров, сопряженные финансово-экономические и организационные механизмы развития связывает организации в территориально-производственный кластер. Сбалансированное развитие авиационно-космического кластера усиливает специализацию и конкурентные преимущества Самарской области в сфере авиационных и космических производств и технологий.
В состав авиационно-космического кластера области входят организации по ряду направлений деятельности:
разработка, производство и сопровождение ракетно-космических комплексов;
производство и ремонтное обслуживание самолетов;
разработка и производство газотурбинных двигателей для авиации, энергетики и топливно-энергетического комплекса;
разработка и производство различных агрегатов для авиационных заводов и аэродромного оборудования;
прикладные исследования и разработки в конструировании узлов летательных аппаратов, в создании новых материалов и технологических процессов;
организации подготовки кадров;
финансовые организации;
прочие организации.
Наряду с единством по признаку конечного продукта указанные организации существенно различаются по кругу решаемых задач, по организационно-правовым формам, по системе организации деятельности.
Авиационно-космический кластер имеет сложную внутреннюю структуру и включает крупные подкластеры (рис. 25):
ракетно-космический;
авиастроительный;
двигателестроения и агрегатостроения.
Ракетно-космический подкластер
 
Ядром самарского куста ракетно-космического комплекса, фактически определяющим его лицо, является следующие научно-производственные организации:
государственный научно-производственный ракетно-космический комплекс "ЦСКБ - Прогресс" – ведущая российская организация по разработке, производству и эксплуатации ракет-носителей среднего класса и автоматических космических аппаратов для дистанционного зондирования Земли и научного назначения;
 
Структура авиакосмического кластера
Рис. 25. Структура авиакосмического кластера
  
ОАО «СНТК им. Н.Д.Кузнецова» - крупнейший в России опытно-конструкторский комплекс по созданию ракетных и газотурбинных двигателей;
ГУП «Конструкторское бюро автоматических систем»;
ОАО «Моторостроитель», осуществляющее серийное производство ракетных двигателей для ракетоносителя «Союз».
Развитие организаций ракетно-космического подкластера регулируется преимущественно на федеральном уровне. На региональном уровне могут рассматриваться вопросы использования инновационного потенциала ракетно-космического комплекса в интересах других секторов экономики.
Авиастроительный подкластер
 
Перспективы развития авиастроительного подкластера определяются спросом на авиационную технику. В предстоящие 20 лет российским авиакомпаниям потребуется свыше 600 магистральных самолетов.
Авиастроительный подкластер сформировался вокруг ОАО «Авиакор-Авиационный завод», входящего в состав холдинга «Русские машины». Наиболее значимыми промышленными организациями кластера являются ОАО «Авиаагрегат», ОАО «Гидроавтоматика».
ОАО «Авиакор-Авиационный завод» в настоящее время осуществляет следующие виды деятельности: серийное производство, капитальный ремонт и сервисное обслуживание самолетов Ан-140, Ту-154М, Ту-154; производство запасных частей, агрегатов и выполнение работ для поддержания летной годности авиационной техники, изготовление оснастки и инструментов для производства авиационной техники; изготовление непрофильной продукции (табл. 14).
Таблица 14
Программа производства и капитальных ремонтов самолетов
ОАО «Авиакор-Авиационный завод» до 2015 года
 
Наименование
2006
2007
2008
2015
Итого
с 2006 по 2015 гг.
Достройка Ту-154
 
3
2
2
 
7
Производство Ан-140
 
6
8
10
10
94
Капитальный ремонт Ту-154
 
10
12
12
12
118
  
В Самарской области активно развивается новая отрасль экономики – авиация общего назначения (разработка и производство самолетов малой авиации). Перспективы отрасли «малая авиация» опираются на уникальный производственный, научный, инновационно-технологический, конструкторский и кадровый потенциал авиационно-космического комплекса области и закреплены в областной целевой программе «Развитие авиации общего назначения (малой авиации) в Самарской области» на 2001-2008 годы. Такая программа является первой и единственной в России.
Подкластер двигателестроения и агрегатостроения
 
Подкластер двигателестроения формируется вокруг организаций-лидеров ОАО «Моторостроитель» и ОАО «СНТК им. Н.Д.Кузнецова».
ОАО «Моторостроитель» - одна из ведущих авиационно-космических организаций, специализированных на производстве широкой гаммы авиационных двигателей, а также двигательных установок для ракетоносителей; она осуществляет промышленное производство энергетических и газоперекачивающих установок и запасных частей к ним.
В ОАО «СНТК им. Н.Д.Кузнецова» завершается создание авиадвигателя НК-93, аналогов которому в настоящее время нет в России и за рубежом. Стратегическим проектом является разработка и организация серийного производства модельного ряда энергетических установок на базе газотурбинных двигателей марки НК, работающих на сжиженном природном газе и жидком водороде; в 2006 году будут изготовлены первые опытные образцы первого в мире магистрального газотурбовоза.
ОАО «Самарское конструкторское бюро машиностроения» осуществляет конструкторскую доводку и сопровождение газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения.
Основной деятельностью ОАО «Металлист-Самара» являются авиационное производство, ракетно-космическое производство, производство наземных газотурбинных установок, топливозаправочной техники, производство сельскохозяйственных машин.
ОАО «Авиаагрегат» специализируется на производстве авиационных шасси для самолетов и авиационных блоков пуска залпового огня. Продукция организации конкурентоспособна, соответствует лучшим мировым образцам.
На ОАО «Гидроавтоматика» освоено производство систем управления для самолетов Ту-214, Ту-204. Эти системы не имеют аналогов в странах СНГ.
Организации подкластера сумели максимально использовать свой технологический и производственный потенциал для закрепления на рынке высокотехнологичной машинотехнической продукции как в авиационной отрасли, так и в автомобилестроении, железнодорожном транспорте, сельхозмашиностроении, топливно-энергетическом комплексе.
Основные тенденции развития кластера формируются в значительной степени внешними факторами, большинство из которых имеет непозитивный характер: существенное снижение объемов производства самолетов гражданской авиации в России; уменьшение заказов в ракетно-космической отрасли; диверсификация производства, освоение производства продукции гражданского назначения.
Ключевые проблемы технологического характера - несоответствие технологического уровня производства и управления требованиям ведущих мировых производителей; отсутствие доступа к инвестиционным ресурсам; старение основных фондов.
Перспективное развитие авиационно-космического кластера Самарской области осуществляется в нескольких взаимосвязанных направлениях.
Приоритетное значение имеет использование потенциала отрасли для перехода на инновационный путь развития, выпуска новой продукции и привлечения для этих целей частных инвесторов.
Конкурентные преимущества кластера основаны на его мощной научно-технологической и конструкторской базе.
Научная деятельность авиационно-космического кластера Самарской области ведется в ЦСКБ-Прогресс, СНТК им. Н.Д.Кузнецова, Самарском государственном аэрокосмическом университете, других организациях. Технологии, созданные и апробированные в организациях, в конструкторских бюро, университетах имеют значительные перспективы для применения в различных сферах экономики: медицине, приборо- и станкостроении, метеорологии, картографии, поиске месторождений полезных ископаемых. В данном секторе создан ряд принципиально новых технологий, не имеющих аналогов.
Исследования ведутся по следующим перспективным направлениям:
решение научно-технических проблем проектирования и изготовления изделий ракетно-космической техники, создание новых технологий и материалов;
аэродинамика;
магнитно-импульсные технологии обработки металлов;
системы обработки изображений;
нанотехнологии.
В кластере на базе крупнейшего инновационного вуза Самарского государственного аэрокосмического университета создана мощная инновационная инфраструктура – технопарк, центр трансфера технологий, медиацентр, бизнес-инкубатор.
Созданная инфраструктура в перспективе должна стать одним из опорных элементов национальной инновационной системы и служить основой при формировании региональных зон инновационного развития.
Использование таких конкурентных преимуществ позволит эффективно реализовывать в Самарской области и России крупные прорывные отраслевые технологии.
Немаловажно также активное взаимодействие со структурами, принимающими решения о государственной поддержке отрасли.
В данном направлении приоритетными являются следующие подходы:
включение организаций кластера в создаваемые на федеральном уровне интегрированные структуры (в частности предполагающееся объединение научно-исследовательской, конструкторской и производственной части некогда единых производственных комплексов);
увеличение притока средств из федерального бюджета;
участие организаций в различных федеральных целевых программах;
стимулирование диверсификации производства, встраивание в стоимостные цепочки гражданского направления различных секторов экономики - автомобилестроения, сельскохозяйственного машиностроения, железнодорожного транспорта, топливно-энергетического комплекса;
долгосрочное системное взаимодействие с крупными национальными компаниями ОАО «Газпром», ОАО «Российские железные дороги»;
привлечение частных инвесторов, особенно в целях создания инновационных источников экономического роста;
использование инновационных возможностей организаций аэрокосмического кластера для развития других секторов экономики.
 

 Copyright В© ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.