Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Транспортно-логистический кластер в Самарской области

Стратегия развития транспортного комплекса Самарской области до 2020 года связана с решением задачи включения региона в систему евроазиатских транспортных связей. Самарский транспортный узел является транспортными воротами России, через которые грузы и пассажиры следуют в Европу, на Урал, Сибирь, Дальний Восток, Среднюю и Юго-Восточную Азию, в Каспийский бассейн. Конкурентное преимущество Самарской области – выгодное географическое положение. В рамках развития системы международных транспортных коридоров по территории России Самарский транспортный узел способен стать одним из основных центров грузопереработки и консолидации транзитных и экспортно-импортных грузопотоков в евроазиатских связях.
Развитие транспортно-логистической системы региона является важным фактором повышения конкурентоспособности региона в долгосрочной перспективе. Наличие базовых структурных элементов (выгодное географическое положение, развитая физическая инфраструктура, транспортные организации, крупные складские помещения и др.) создает условия для формирования транспортно-логистического кластера.
Стратегическая цель кластера: обеспечение взаимодействия всех участников транспортного бизнеса с целью предоставления потребителям комплексных услуг по перевозке, достижение единого целостного развития транспортно-логистической инфраструктуры.
Структура транспортно-логистического кластера
 

Физическая инфраструктура – автомобильные и железные дороги, воздушные и водные пути

Объекты Самарского транспортного консолидирующего центра
(мультимодальные контейнерные терминалы в речных портах г.г. Тольятти и Сызрань, терминальные комплексы «Жигули», «Новосемейкино», Кинельский терминальный комплекс, логистический информационно-аналитический центр и другие)
Транспортные компании
Логистические компании
Ремонтно-сервисные предприятия
Экспедиторские компании
Страховые компании
 
Филиал ОАО «РЖД» - Куйбышевская железная дорога, ОАО «АК «Самара», ОАО «МА «Курумоч», ОАО «Самарский речной порт», ОАО «Порт Тольятти», организации автомобильного транспорта различных форм собственности грузовые и пассажирские
 
ОАО «Волгатранстерминал», ОАО «Средневолжская логистическая компания», ЗАО «Тольяттинский логистический центр» и другие
 
Вагоноремонтные депо, заводы по ремонту подвижного состава и колесных пар ОАО «РЖД», специализированные авторемонтные организации, авторемонтные участки транспортных компаний и другие
 
Транспортно-экспедиционная компания ООО «РКС Лайнс», ООО «Самараинтерэкспедиция», ООО «СамТЭК», ООО «Совтехтранс» и другие
 
«Росгоссстрах», «Ингосстрах», «Альфастрахование», «Мегарусс», ЖАСО и другие

Развитие транспортно-логистического кластера будет осуществляться на основе заключения партнерских соглашений между различными отраслями транспорта в рамках кластера для предоставления комплексных услуг потребителям, разработки схемы взаимодействия между ними; создания единой логистической базы данных для оптимального выбора маршрутов для перевозки грузов клиентов и анализа всех предоставляемых транспортных услуг; анализа грузопотоков, создания и развития единой транспортной инфраструктуры.
Основными задачами развития транспортно-логистического кластера Самарской области на период до 2020 года являются:
включение региона в систему евроазиатских транспортных связей (развитие транзитных перевозок, международных транспортных коридоров);
обеспечение крупных промышленных организации региона требуемыми качественными транспортными услугами в нужном объеме;
обеспечение малого и среднего бизнеса, федеральных торговых сетей качественным транспортно-логистическим сервисом.
Формирование транспортно-логистического кластера предполагает применение прогрессивных транспортных технологий. Как показывает развитие мировой транспортной системы главным направлением, обеспечивающим гарантированное по времени транспортное обслуживание, надежность сервиса, минимизацию транспортных издержек, является контейнеризация. Главным преимуществом перевозки грузов в контейнере является возможность его доставки от двери поставщика до двери потребителя, что гарантирует высокую сохранность груза. 
Учитывая, что в Самарской области существенное развитие получили все виды транспорта, кроме морского, ведущая роль в деятельности кластера будет отведена таким организациям как филиал ОАО «РЖД» - Куйбышевская железная дорога - на железнодорожном транспорте, ОАО «Международный аэропорт «Курумоч», авиакомпании, осуществляющие полеты через аэропорт Курумоч и в первую очередь ОАО «Авиакомпания «Самара» - на воздушном транспорте, ОАО «Самарский речной порт», ОАО «Порт Тольятти», судоходные компании во главе с ОАО «Волжское нефтеналивное пароходство «Волготанкер» - на водном транспорте, крупные и средние автомобильные транспортные организации по перевозке грузов и пассажиров как специализированные, так и смешанные, организации городского транспорта.
Включение Самарской области в систему международных транспортных коридоров позволит реализовать ее транзитный потенциал. Шагом на пути интеграции области в международные транспортные коридоры «Север-Юг» и «Транссиб» может стать Самарский транспортный консолидирующий центр по обработке грузов и контейнеров.
Целью создания транспортного консолидирующего центра является организация эффективного транспортно-логистического обслуживания грузовых и пассажирских перевозок на основе взаимодействия различных видов транспорта, внедрение современных транспортно-логистических и информационных технологий в перевозочный процесс, привлечение международных транзитных потоков, развитие внешнеторговых и межрегиональных связей, повышение конкурентоспособности российских транспортно-логистических предприятий на рынке транспортно-логистических услуг и других.
В организационно-функциональную структуру логистической системы кластера входят:
  - мультимодальные центры складского хранения и грузопереработки;
  - мультимодальные терминалы с подъездными авто- и железнодорожными путями;
  - центр грузового транспорта;
  - центр технического обслуживания подвижного состава транспорта;
  - пункт обмена и ремонта всех видов контейнеров;
  - службы производственно-технологического и технического обслуживания;
  - информационно-логистический центр;
  - центры таможенного оформления и контроля;
  - учебный центр подготовки и переподготовки персонала;
  - консалтингово-аналитический центр;
  - службы маркетинга и рекламы;
  - транспортно-экспедиционные и логистические компании;
  - центры оптово-розничной торговли;
  - страховые компании;
  - охранные агентства.
К факторам способствующим развитию в регионе качественного логистического сервиса, основанного на современных принципах, относятся приход General Motors (GM) с современными логистическими требованиями и развитие федеральных торговых сетей, которые требуют качественного логистического сервиса. Дальнейшее развитие транспортно-логистических технологий даст возможность «распробовать» логистичекий аутсорсинг крупным промышленным организациям, и в дальнейшем приведет к тому, что промышленники станут его главными потребителями
Самарский транспортный консолидирующий центр позволит сконцентрировать вокруг себя все организации, работающие в сфере грузовых и пассажирских перевозок, промышленные организации – грузоотправители, логистические и транспортно-логистические компании, а также организации, оказывающие сопутствующие услуги: обслуживание и ремонт транспортных средств, заправка транспортных средств горюче-смазочными материалами, обеспечение питанием и бытовыми услугами и пр. Таким образом, транспортный консолидирующий центр становится ядром транспортно-логистического кластера.
Самарский транспортный консолидирующий центр структурно предполагает создание пяти локальных мультимодальных терминалов и логистического информационно-аналитического центра. В качестве одного из таких объектов рассматривается мультимодальный контейнерный терминал по обработке грузов и контейнеров на базе Тольяттинского речного порта. Данный терминал консолидирует контейнерный грузопоток четырех видов транспорта: железнодорожного, водного, автомобильного и воздушного.
При прохождении грузов через мультимодальный контейнерный терминал будет оказываться полный набор логистических услуг: погрузка-разгрузка контейнеров на железнодорожные платформы, речные суда, автомобили, комплектация контейнеров и партий грузов, сортировка, обработка и отправка грузов различными партиями, таможенная очистка, информационное обеспечение и др. Это будет способствовать активному возникновению организаций, оказывающих данные услуги.  
Дальнейшее наращивание потенциальных объемов грузообработки в транспортных узлах Самарского транспортного консолидирующего центра будет увязано с вводом в строй новых терминальных мощностей:
мультимодального контейнерного терминала в порту городских округов Сызрань, Тольятти, терминальных комплексов «Жигули», «Новоcемейкино», Кинельского терминального комплекса;
логистического информационно-аналитического центра.
Общий объем перевозок, потенциально тяготеющих к центру с учетом мощностей существующих терминальных комплексов, при реализации проекта к 2010 г. может составить порядка 11,6 млн.т.
Международный аэропорт «Курумоч», расположенный на территории Самарского региона, является крупнейшей и наиболее загруженной авиатранспортной организацией в регионе Центральной Волги Российской Федерации. Комплекс обслуживает регион с населением 11 миллионов человек, из которых 3,3 миллиона человек живут в Самарском регионе. Динамика роста пассажирских и грузовых авиаперевозок требует увеличения пропускной способности терминала. Наличие инфраструктуры, соответствующей мировым стандартам создаст предпосылки для роста полетов зарубежных авиакомпаний в аэропорт в интересах организаций смежников и партнеров.
Для этого потребуется существенная модернизация всего аэропортового комплекса, включающая в себя строительство дополнительных рулежных дорожек и стоянок, возведение нового грузового терминала, позволяющего использовать новые современные технологии по приему, отправке и учету грузов, возможность обслуживания авиационных багажных контейнеров. Основными стратегическими направлениями развития аэропорта является развитие сегмента международных авиаперевозок, внутрирегиональных авиаперевозок в рамках Приволжского федерального округа, развитие трансферных авиаперевозок, создание инфраструктуры для обслуживания контейнерных перевозок багажа и грузов, создание интермодальных схем взаимодействия с альтернативными видами транспорта. Реализация проекта реконструкции и модернизации международного аэропорта «Курумоч» позволит к 2020 году более чем в 4 раза увеличить число обслуживаемых пассажиров, достигнув показателя 4,3 млн.человек в год.
Развитие железнодорожного транспорта в период 2006-2010 годы будет характеризоваться завершением реформирования железнодорожной отрасли, которое выразится в создании самостоятельных организаций по ремонту подвижного состава, производству запасных частей, ремонту путевой техники. Активное применение новых технологий в управление движением поездов позволит оптимизировать транспортные потоки, определяя оптимальные схемы доставки грузов. Это позволит повысить уровень транспортного обслуживания как грузовых, так и пассажирских перевозок.
Увеличение уровня грузовых перевозок будет достигнуто за счет более широкого применения контейнерных перевозок в связи с введением в эксплуатацию мультимодального контейнерного терминала. К 2020 году грузооборот в Самарской области возрастет в 1,9-2,3 раза, значительно увеличится количество перевезенных пассажиров – в 1,3-1,5 раза и пассажирооборот - в 1,5-1,8 раза.
С 2007 года на территории Самарской области предполагается реализация мероприятий федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» и областной целевой программы «Развитие транспортной системы Самарской области на 2006-2015 годы».
Развитие городского пассажирского транспорта должно обеспечить доступность транспортных услуг всему населению области. На рынке транспортных услуг в сфере пассажирских городских перевозок необходимо присутствие перевозчиков всех форм собственности, что создаст конкуренцию и приведет к повышению качества обслуживания пассажиров. В то же время необходимо государственное регулирование в данной сфере в части установления тарифов, правил перевозки пассажиров, установления оптимального количества пассажирских транспортных средств на маршрутах.
Дальнейшее развитие городского транспорта невозможно без проведения изучения и анализа пассажиропотоков, разработки новых схем движения транспорта, улучшения городских дорог, обновления подвижного состава. Повышению доступности транспортных услуг и одновременно улучшению финансового состояния перевозчиков может способствовать применение разнообразных схем оплаты проезда на общественном транспорте, включая проездные билеты различного срока действия – неделя, декада, месяц и т.д.
Продолжится строительство линии метрополитена в городском округе Самара. В 2007 году за счет введения в эксплуатацию девятой станции Самарского метро «Российская» пассажирооборот увеличится почти на 11 млн. пассажиро-километров и составит около 80 млн. пасс-км. Протяженность линии метро достигнет 10,2 км. В дальнейшем до 2015 года протяженность линии метрополитена предполагается довести до 17,3 км, построив 4 станции, в том числе у железнодорожного вокзала.
Повышение эффективности грузовых и пассажирских перевозок невозможно без модернизации парка транспортных средств. Основные фонды всех видов транспорта обновляются недостаточными темпами, их износ достиг 55-65%%. В связи с этим необходимо разработать финансово-экономические механизмы, адаптированные к особенностям транспорта и обеспечивающие воспроизводство основных фондов. Транспортные организации остро нуждаются в более современной высокопроизводительной технике, отвечающей мировым стандартам.
Задача включения региона в систему евроазиатских транспортных связей предполагает модернизацию и комплексное развитие сложившейся в Самарской области транспортной сети, в том числе повышение пропускной способности автодорожной сети, ликвидация узких мест на подходах к крупным городам и транспортным узлам. Одним из значимых и крупномасштабных проектов для Самарской области и сопредельных территорий в этом контексте является проект строительства автомобильной дороги «Автодорожный маршрут «Центр-Поволжье-Урал» на территории Самарской области с мостовым переходом через р. Волгу.
Основные направления стратегии в сфере дорожного хозяйства представлены в областной целевой программе «Модернизации и развития сети автомобильных дорог Самарской области до 2025 года», в рамках которой будут решаться приоритетные задачи по сохранению и развитию действующей сети автомобильных дорог общего пользования, улучшению их структуры и качества.
Для реализации стратегических целей разработан комплекс мероприятий, выполнение которых позволит решить поставленные задачи по развитию автомобильных дорог Самарской области.
Основными приоритетными задачами развития автомобильных дорог общего пользования Самарской области является сохранение и развитие действующей сети автомобильных дорог общего пользования, улучшение их структуры и качества, сокращение транспортных издержек при перевозке грузов и пассажиров автомобильным транспортом; развитие экономических и культурных связей между районами области, развитие партнерских взаимоотношений с соседними регионами; формирование единой дорожной сети на основе координируемого развития региональных автомобильных и муниципальных дорог, строительство обходов населенных пунктов, модернизация и развитие внутригородских участков автомобильных дорог и т.д.
Решение стратегических задач, предусмотренных настоящей Программой будет достигаться с учетом прогнозируемых финансовых возможностей, путем реализации оптимальной инвестиционной политики, концентрации финансовых и иных ресурсов на приоритетных направлениях развития дорожной сети и осуществления проектов, обеспечивающих наибольший экономический эффект от инвестиций.
Общие расходы на реализацию Программы за счет средств областного бюджета составят более 90,0 млрд. рублей.
В результате выполнения мероприятий, предусмотренных настоящей Программой (даже в условиях явного дефицита инвестиций), будет:
построено и реконструировано около 2,0 тыс. км территориальных автомобильных дорог общего пользования;
значительно сокращен разрыв между фактическими и требуемыми расходами на ремонт автодорог (приняты меры к увеличению службы покрытий и межремонтных сроков);
приведено в нормативное состояние 2,2 тыс. км автодорог;
построены подъезды с твердым покрытием к 60 населенным пунктам с числом жителей более 50 человек (до 2010 года);
построены подъездные дороги к 119 населенным пунктам с числом жителей менее 50 человек (с 2011 года);
плотность автодорог на одну тысячу квадратных километров территории составит 204 км.
Выполнение предусмотренных Программой мероприятий по решению приоритетных стратегических задач окажет существенное воздействие на экономику Самарской области.
 

 Copyright В© ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.