Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Туристско-рекреационный кластер в Самарской области

Формирование в Самарской области конкурентоспособного туристическо-рекреационного кластера является одним из приоритетных направлений региональной экономики, что обеспечивает, с одной стороны, спрос потребителей (как российских, так и зарубежных) на удовлетворение своих потребностей в туристско-рекреационных услугах, а с другой, значительный вклад в социально-экономическое развитие региона за счет увеличения доходной части областного бюджета, притока инвестиций, увеличения числа рабочих мест, улучшения здоровья населения, сохранения и рационального использования культурно-исторического и природного наследия.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
развитие предпринимательства в сфере туризма, прежде всего малого и среднего;
стимулирование развития материальной базы туристкой отрасли путем привлечения российских и иностранных инвестиций для реконструкции действующих и создания новых туристских объектов и средств размещения;
развитие инфраструктуры туризма, необходимое для повышения конкурентоспособности Самарской области на международном и внутреннем туристских рынках, что, в свою очередь, скажется на развитии социальной инфраструктуры региона;
создание условий для развития туристско-рекреационных зон на территории Самарской области. Новое строительство и реконструкция действующих туристских объектов: музеев, мемориальных мест, объектов показа, архитектурных памятников, садово-парковых ансамблей и др. Приведение в порядок исторических мест в городах и на территориях муниципальных образований, часто посещаемых туристами;
развитие событийного туризма, опирающегося на привлечение массового контингента туристов, пользуясь каким-либо событием в жизни Самарской губернии. Формирование программы событийного туризма (конгрессы, фестивали, конкурсы, городские праздники и т.д.). Разработка ключевых, «знаковых» событий года и своевременное информирование о них;
содействие развитию социального и внутреннего туризма в области и на этой основе – повышение жизненного уровня населения, возрождение интереса к родной стране, решение вопросов сохранения историко-культурного наследия и защита окружающей среды;
превращение г. Самары в современный международный центр деловой активности, привлечение бизнес-туристов из-за рубежа и из других регионов России, поскольку бизнес-туристы представляют наиболее платежеспособную категорию туристов, а деловой туризм наиболее подходит для условий современного города;
проведение активной рекламно-информационной деятельности, направленной на формирование имиджа Самарской области как крупного центра туризма и продвижение его на российский и международный туристские рынки.
Результаты свот-анализа по туристско-рекреационному кластеру представлены в таблицах 18 и 19.
Таблица 18

Матрица сильных и слабых сторон развития туристско-рекреационного кластера Самарской области

 
Фактор
Сильные стороны
Слабые стороны
Географическое положение и транспортная доступность
Выгодное экономико-географическое положение
Авиасообщение с более чем 80 направлениями ближнего и дальнего зарубежья
20 авиакомпаний как российских, так и международных, работающих на самарском рынке
Транспортный узел внутриобластного значения
Относительная близость к Москве
Удаленность от основных западноевропейских столиц не позволяет широко использовать автобусные маршруты. Поездки в Россию связаны с авиационным транспортом, что резко увеличивает их стоимость
 
Инженерная и транспортная инфраструктура
Разветвленная сеть дорог
Развитие частного транспортного обслуживания
Реализуемая программа реконструкции международного аэропорта «Курумоч»
 
 
Высокий уровень изношенности основных элементов инфраструктуры: аэропорт, железнодорожные станции, автовокзалы, речные порты
Неудовлетворительное состояние автомобильных дорог
Отсутствие автобусного парка, используемого в туристских целях
Отсутствие оборудованных специализированных стоянок, используемых в туристских целях
Отсутствие стендов-карт с указанием местоположения туристских объектов
Отсутствие разметки туристских маршрутов
Низкий уровень сервиса
Отсутствие автомобильных дорог на территории национального парка «Самарская Лука»
Отсутствие причальных стенок для крупных судов на территории национального парка «Самарская Лука»
Природные ресурсы и экологические условия
Наличие значительного количества природных ресурсов и памятников
Хорошие природно-климатические условия, особенно привлекательные для жителей восточных и северных районов
 
 
 
 
Инфраструктура рынка
427 туристических фирм работающих на самарском туррынке
Сфера размещения, представленная:
87 гостиницами;
119 турбазами
 
 
Пространственная организация, градостроительное регулирование
 
 
Образование в туристической сфере губернии
9 высших и 10 средне специальных учебных заведений - структуры, готовящие кадры для туристской отрасли и гостиничного хозяйства Самарской области
Позитивные тенденции в профессиональном образовании
Высокий конкурс на туристские специальности
 
Социальный туризм
Развитие маршрутов социальной направленности
 
 
 
Культурно-этнический и религиозный туризм
Высокий уровень развития сферы досуга, спортивно оздоровительной и развлекательной сфер в г. Самаре, г.Тольятти и г. Сызрани
Наличие значительного количества маршрутов культурной, паломнической и этнической направленности
Наличие культурных мероприятий, имеющих всероссийский и международный характер
Высокий уровень толерантности
 
Управление, местное самоуправление
Проведение работы с органами местного самоуправления по вопросам развития туристской сферы
 
 
 
Информационное пространство
Единая имиджевая стратегия области в сфере туризма:
72 печатных издания, представляющих информацию о туриндустрии Самарской области,
8 телекомпаний,
3 радиостанции,
2 Интернет – издания,
сайт департамента развития туризма Самарской области
Создание локальной информационной системы оповещения туристов (Туристского информа-ционного центра)
 
 
Таблица 19
Матрица угроз и возможностей развития туристско-рекреационного кластера Самарской области
 
Возможности
Угрозы
СозданиеВ и поддержание привлекательного имиджа региона как туристского центраРазвитие туризма, инициирующее экономическое развитие области Привлечение инвестиций и создание новых рабочих мест
Создание проектов, которые со временем приобретут всероссийский и международный характер (битва Тохтамыша, комплекс Ширяево) Обеспечение отрасли туризма Самарской области высококвалифицированными и профессиональными кадрами Повышение качества жизни местного населения, благосостояния жителей губернии Обеспечение комфортных условий пребывания туристов
Рост национального достоинства, как следствие гостеприимства и обращения к культурно-историческому наследию
Политическая и экономическая нестабильность в стране
Антиреклама России в зарубежных СМИ как объекта туристской привлекательности
Отсутствие необходимой нормативной базы и, как следствие, отсутствие гибкой системы стимулирования (в том числе, налоговых льгот) туристских организаций, занимающихся въездным туризмом Действующая в стране нормативная база, игнорирующая въездной и внутренний туризм, как одно из стратегических направленийВ развития Ухудшение экологической обстановки
Отсутствие единой российской стратегии развития туризма
Снижение общего культурного уровня
Уменьшение общей подвижности населения
  
Стратегия рассчитана на период до 2020 года и включает в себя краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные мероприятия.
Первый этап:
2006-2008 годы – разработка программы развития туристского кластера Самарской области с выделением пилотного проекта создания туристского комплекса в с. Ширяево и разработкой плана развития территории национального парка «Самарская Лука», разработка технико-экономических обоснований крупных проектов и реализация первоочередных задач.
Второй этап:
2008-2010 годы – реализация среднесрочных проектов и программ
Третий этап:
2010-2020 годы – реализация долгосрочных проектов и ежегодных программ.
 

 Copyright В© ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.