Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Инвестиционная стратегия регионального развития

Стратегией социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года предусматривается два сценарных варианта развития инвестиционной сферы региона: инерционный и инновационный (рис. 47).
 
Рис. 47. Динамика инвестиций в основной капитал по двум вариантам развития, в % к 2005 году.
 
Инерционный вариант развития предполагает закрепление позитивной динамики капитальных вложений с сохранением существующих тенденций в инвестиционной сфере и не предполагает реализации значительного числа новых масштабных стратегических проектов. Улучшение инвестиционного климата в регионе будет носить постепенный, эволюционный характер, предусматривающий осуществление действующими организациями Самарской области инвестиционных программ по модернизации и реконструкции действующих производств и обновлению основных фондов.
Согласно данному варианту основные объемы капитальных вложений будут осуществляться в индустриальном секторе экономики, который в настоящее время оказывает определяющее воздействие на развитие региона и составляет базу экономического роста области в целом - машиностроении, топливной промышленности, химии и нефтехимии, цветной металлургии.
Диверсификации экономики Самарской области будет способствовать развитие новых производств, в частности, черной металлургии.
Инвестиционная деятельность в регионе будет осуществляться, главным образом, за счет внутренних ресурсов организаций – прибыли и амортизации.
Тем не менее, развитие финансового сектора экономики, в том числе банковских и иных кредитных организаций, активизация деятельности компаний по привлечению дополнительных средств посредством выпуска облигационных займов, размещения кредитных нот и использования других механизмов заимствований приведут к расширению кредитования инвестиционных процессов в регионе.
В развитии социально-значимых отраслей по-прежнему определяющую роль будут играть бюджетные инвестиции (как из федерального, так и областного бюджетов).
Инновационный вариант базируется на интенсивных структурных сдвигах в пользу высокотехнологичного и инфраструктурного секторов экономики и предполагает более значительные объемы капитальных вложений и более высокие темпы роста по сравнению с вариантом инерционного развития.
Инновационный вариант ориентирован на реализацию портфеля инвестиционных проектов общенационального и стратегического значения и реализацию национальных проектов в сфере жилищного строительства, здравоохранения, образования и сельского хозяйства и предусматривает активное участие федерального и областного бюджетов в их финансировании.
Использование механизмов частно-государственного партнерства приведет также к росту инвестиций из внебюджетных источников. В связи с этим будет осуществляться переход к более прогрессивной модели финансирования инвестиционного процесса, основанной на активном привлечении кредитных ресурсов.
Инновационный вариант стратегии основан на дирижистской модели кластерной экономической политики и ориентирован на развитие наиболее перспективных секторов экономики Самарской области, способных оказать мультипликативный эффект в смежных производствах.
Для формирования кластерного инвестиционного портфеля региона проведен анализ кластеров, сложившихся в регионе, и определены привлекательность и конкурентные преимущества отдельных секторов экономики в целях формирования новых кластеров.
Анализ приоритетов построен на основе матрицы с координатами «долгосрочная инвестиционная привлекательность/относительное конкурентное преимущество инвестиционных проектов в секторах (кластерах) экономики» с учетом наличия соответствующих факторных условий для успешного развития кластеров на территории Самарской области (табл. 24)
Таблица 24
Факторы, определяющие конкурентные преимущества инвестиционных проектов в секторах (кластерах) экономики
 
Инвестиционная привлекательность кластера (сектора)
Наличие условий для развития кластера на территории области
инвестиционный потенциал
прогнозируемый уровень производительности (выручка на одного занятого)
уровень инвестиционных рисков
наличие организации-лидера
кадровый потенциал
социально-экономическая инфраструктура
сеть поставщиков и потребителей, в том числе за пределами региона
 
При этом оценивается не только текущее состояние факторных условий, но и учитываются возможности для их развития (5-7 лет).
 Кластерные инвестиционные портфели основываются на оценке темпов промышленного развития и необходимы для выбора приоритетных инвестиционных проектов и программ и принятия решений о регулировании инвестиционной деятельности в среднесрочной и долгосрочной перспективе (табл. 25).
Таблица 25
Секторальный (кластерный) инвестиционный портфель Самарской области
 
долгосрочная инвестиционная привлекательность
высокая
«Звезды» - перспективные секторы (кластеры) в условиях роста и прибыли; первоочередные адресаты для инвестиций
 
- СТРОИТЕЛЬСТВО И
ПРОИЗВОДСТВО СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ (СТРОИТЕЛЬНЫЙ СЕКТОР)
- ХИМИЧЕСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО
- ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ
-ПРОИЗВОДСТВО ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ 
 
Инвестиционная стратегия:
- рациональное размещение доступных ресурсов для модернизации   производственных мощностей;
 - выработка стимулирующих мер, способствующих притоку внебюджетных инвестиций;
- использование индивидуального инвестиционного подхода для каждого отдельного ключевого сектора или производства.
 
«Знаки вопроса» - секторы (кластеры), требующие крупных инвестиций, чтобы стать конкурентоспособными
 
 
- АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИЙ
- МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ
- ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЙ
- ИННОВАЦИОННО-ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ
- РЕКРЕАЦИОННО-ТУРИСТИЧЕСКИЙ
 
Инвестиционная стратегия:
- комплексная государственная поддержка; - применение   программно-целевого подхода;
- тщательная оценка рисков.
 
между низкой и средней
 
«Дойные коровы» - секторы (кластеры), достигшие высокой степени зрелости, генерирующие значительные ресурсы для экономического развития и национального инвестирования (в основном через экспорт).
 
- АВТОМОБИЛЬНЫЙ
- НЕФТЕХИМИЧЕСКИЙ
- ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ
 
Инвестиционная стратегия:
- выработка стимулирующих мер, способствующих притоку внебюджетных инвестиций;
- государственная поддержка сопутствующих отраслей (поставщиков и потребителей).
 
 
«Трудные дети» - секторы (кластеры) с низкими конкурентными преимуществами в глобальном масштабе (зрелый бизнес)
 
- СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
- ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО
 
Инвестиционная стратегия:
 
- комплексная государственная поддержка, в т.ч. государственное субсидирование,   пакетный принцип государственных преференций;
- применение   программно-целевого подхода и государственно-частного партнерства;
- снижение зависимости от импорта.
 
 
ВЫСОКОЕ
МЕЖДУ НИЗКИМ И СРЕДНИМ
ОТНОСИТЕЛЬНОЕ КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

В настоящее время в секторах экономики Самарской области, как и в России в целом, не выявлены кластеры-лидеры (по отношению к крупным региональным или мировым рынкам), которые находились бы на начальных фазах жизненного цикла (зарождение или рост). Большинство эффективных по российским меркам секторов, претендующих на кластер, ориентировано на внутренний рынок и находится между стадиями зрелости и стагнации. Исключение составляют быстро развивающиеся рынки информационных технологий, телекоммуникаций, логистики и инноваций, развитие которых будет иметь мультипликативный эффект для экономики региона. Это является основанием считать данные сектора экономики зарождающимися кластерами.
В соответствии с матрицами, характеризующими жизненный цикл, инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность региональных секторов (кластеров) экономики, для каждого из них предусматривается формирование индивидуальной инвестиционной политики.
На первом этапе (2006-2010 годы) основной объем инвестиций будет направлен в секторы, обладающие наибольшим инвестиционным потенциалом и являющиеся генераторами доходов – «звезды» и «дойные коровы». Основными источниками инвестиций в этих секторах экономики являются собственные средства организаций, кредитные средства коммерческих банков, а также выпуск ценных бумаг. Привлечение внебюджетных инвестиций не требует дополнительной государственной поддержки, поскольку организации достаточно привлекательны для инвесторов и могут самостоятельно привлекать инвестиции и обеспечить их возвратность.
Исключение составляет только развивающийся в связи с реализацией национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» строительный сектор, поскольку успешная реализация национального проекта требует развития рынка строительных материалов и привлечения инвестиций для финансирования начальной стадии строительства жилых объектов. Государственная поддержка формирующегося строительного кластера предусматривает использование широкого спектра форм и механизмов государственной поддержки как на федеральном, так и региональном уровнях: предоставление субсидий на компенсацию части процентов по кредитам коммерческих банков, привлекаемых организациями на инвестиционные цели, снижение налоговой нагрузки и т.д. Применение комплексного программно-целевого подхода позволит привлечь внебюджетные инвестиции в развитие жилищного строительства и увеличение производства стройматериалов в регионе.
Кроме того, на этом этапе необходимо применение широкого спектра механизмов государственного стимулирования развития смежных производств (например, производства автокомплектующих для автомобильного кластера или геологоразведки для нефтехимического производства) и инфраструктуры (например, дорожного строительства, модернизации объектов энергетики).
Использование механизмов частно-государственного партнерства необходимо при реализации таких крупных стратегических проектов транспортно-логистического кластера, как строительство транспортного консолидирующего центра по обработке грузов и контейнеров на территории Самарской области, реконструкция международного аэропорта «Курумоч», строительство транспортных автомагистралей, в том числе федерального значения.
Увеличатся объемы инвестиций, направляемых на развитие инновационной и социально-экономической инфраструктуры (кадрового потенциала, финансово-кредитного сектора, коммунальной инфраструктуры) будущих кластеров.
Второй этап (2011-2020 годы) характеризуется усилением государственной поддержки секторов, входящих в группу «знаки вопроса», для достижения ими стадии зрелости и конкурентоспособности и дальнейшего перехода в группы «звезды» и «дойные коровы», самостоятельно генерирующие ресурсы для развития.
Инновационный вариант развития требует «выращивания» инновационных разработок из отобранных научных идей и научно-технических проектов и роста объемов наукоемкой коммерческой продукции, пользующейся спросом на внутреннем и внешнем рынках.
Инвестиционная стратегия в этот период предусматривает увеличение объемов инвестиций в инновационно-внедренческий кластер и обеспечение его необходимыми финансовыми, производственными, научно-экспериментальными, трудовыми, материальными и другими ресурсами. В качестве первого шага к формированию данного кластера можно рассматривать создание в 2006-2010 годы материально-технической базы и инновационной инфраструктуры в рамках реализации инвестиционной программы развития технопарка на территории Самарской области и проекта межрегионального инновационно-технологического центра по обновлению перка машин и оборудования в промышленности на основе высокоэффективных наукоемких технологий. Активными участниками данного процесса являются как создатели и обладатели научно-технических достижений, так и потенциальные потребители инноваций, прежде всего, крупные промышленные организации, а также посредники распространения и применения нововведений, кредитно-финансовые (в том числе венчурные), патентно-лицензионные, консалтинговые, рекламные, учебно-методические государственные и частные организации. Интенсивное развитие инновационного рынка должно привести к усилению роли малого бизнеса и предпринимательства в области создания, распространения и использования инноваций.
Принципиальная возможность реализации сложных инновационных проектов обеспечена выполненными учеными Самарской области научно-техническими заделами в авиационной, ракетно-космической промышленности и сфере информационных технологий.
Совершенствование механизмов применения программно-целевых методов планирования и осуществления инвестиций позволит привлечь требуемый объем инвестиций для создания и развития на территории Самарской области туристическо- рекреационного кластера. Формирование рекреационно-туристического кластера предполагает разработку и включение в областную целевую программу развития туризма ряда крупных инвестиционных проектов, развивающих инфраструктуру туристического бизнеса (горнолыжные, спортивно-развлекательные комплексы, гостиничные городки, оздоровительные и познавательные программы и экскурсионные маршруты), а также капитальные вложения в реконструкцию и развитие действующих пансионатов и санаториев, в том числе всероссийского значения.
 

 Copyright В© ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.