Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Устав Орловской области

Устав Орловской области
(принят Орловской областной Думой 26 февраля 1996 г.)
(с изменениями от 11 августа, 30 декабря 1997 г., 6 сентября, 18 декабря 2000 г., 10 декабря 2001 г., 3 января, 3 октября 2002 г., 5 июня, 29 октября 2003 г., 31 мая 2004 г., 21 марта, 1 июля, 29 декабря 2005 г., 30 мая 2006 г.)

Выражая интересы и волю населения, стремясь к развитию экономики и культуры, гражданскому и духовному согласию, к утверждению принципов федерализма и равноправия, к созданию гражданского демократического общества и правового государства, реализуя полномочия, предоставленные Конституцией Российской Федерации, принимается настоящий Устав (Основной Закон) Орловской области.

Глава 1 Основы власти в Орловской области

Статья 1

     Орловская область является субъектом Российской Федерации и находится в составе Российской Федерации.

Статья 2

     1. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
     2. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются главной обязанностью органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Статья 3

     1. Единственным источником власти в области является население области как часть народа Российской Федерации.
     2. Население области осуществляет свою власть непо-средственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
     3. Высшим непосредственным выражением власти населения области являются референдум и свободные выборы.

Статья 4

     Осуществление государственной власти в области основано на принципах:
     государственной и территориальной целостности, единства системы государственной власти в Российской Федерации;
     распространения суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;
     верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации;
     разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;
     разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти области;
     самостоятельности осуществления органами государственной власти области своих полномочий;
     самостоятельности осуществления своих полномочий органами местного самоуправления.

Статья 5

     1. Систему органов государственной власти области составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти области; высшее должностное лицо области; высший исполнительный орган государственной власти области; органы исполнительной государственной власти специальной компетенции области, а также суды области.
     2. Высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти области является Орловский областной Совет народных депутатов.

     3. Высшим должностным лицом области является губернатор Орловской области.
     4. Высшим исполнительным органом государственной власти области является Коллегия Орловской области. Органами исполнительной государственной власти специальной компетенции области являются Аппарат Губернатора и Коллегии области; Департаменты области; Службы области.
     5. Судебная власть области осуществляется Уставным судом Орловской области и мировыми судьями области.
     6. Государственными должностями Орловской области являются должности:
     Губернатора Орловской области;
     Председателя Коллегии Орловской области;
     Председателя Орловского областного Совета народных депутатов;
     первого заместителя Председателя Орловского областного Совета народных депутатов;
     заместителя Председателя Орловского областного Совета народных депутатов;
     председателя комитета Орловского областного Совета народных депутатов;
     председателя постоянной комиссии Орловского областного Совета народных депутатов;
     заместителя председателя комитета Орловского областного Совета народных депутатов;
     заместителя председателя постоянной комиссии Орловского областного Совета народных депутатов;
     депутата Орловского областного Совета народных депутатов;
     первого заместителя Губернатора и Председателя Коллегии Орловской области;
     первого заместителя Губернатора и Председателя Коллегии Орловской области -руководителя Департамента Орловской области;
     заместителя Губернатора и Председателя Коллегии Орловской области - руководителя Аппарата Губернатора и Коллегии Орловской области;
     заместителя Председателя Коллегии Орловской области - руководителя Департамента Орловской области;
     руководителя Департамента Орловской области;
     мирового судьи;
     председателя избирательной комиссии Орловской области;
     заместителя председателя избирательной комиссии Орловской области;
     секретаря избирательной комиссии Орловской области;
     председателя Контрольно-счетной палаты Орловской области.

Глава 2 Статус Орловской области

Статья 6

     1. Статус области определяется Конституцией Российской Федерации и Уставом (Основным законом) области.
     2. Статус области может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и области в соответствии с федеральным конституционным законом.
     Изменение статуса, наименования области, а также ее разделение или объединение с другими субъектами Российской Федерации могут быть осуществлены только на основе свободного волеизъявления большинства граждан, проживающих в области и обладающих избирательным правом.

Статья 7

     1. Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации область обладает всей полнотой государственной власти.
     2. К ведению области относятся:
     1) принятие и изменение Устава (Основного закона) области и законов области, контроль за их соблюдением;
     2) административно-территориальное устройство области;
     3) областной бюджет;
     4) областные налоги и сборы;
     5) областная собственность;
     6) регулирование порядка передачи и передача объектов областной собственности в муниципальную собственность; регулирование порядка приема и прием объектов муниципальной собственности в областную собственность;
     7) областные энергетическая система, транспорт, пути сообщения, информация и связь;
     8) ценовая политика в соответствии с федеральными основами ценовой политики;
     9) взаимодействие с субъектами Российской Федерации;
     10) иные предметы ведения, находящиеся вне предметов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
     3. К совместному ведению Российской Федерации и области относятся:
     1) обеспечение соответствия Устава (Основного закона), законов и иных нормативных правовых актов области Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
     2) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;
     3) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
     4) разграничение государственной собственности;
     5) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
     6) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
     7) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
     8) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
     9) установление общих принципов налогообложения и сборов;
     10) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
     11) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
     12) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и органов местного самоуправления;

     Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ см. Федеральный Закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ

     13) координация международных и внешнеэкономических связей области, выполнение международных договоров Российской Федерации.

     О предметах исключительного ведения Российской Федерации см. статью 71 Конституции РФ

     4. До принятия Федеральных законов по вопросам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и области, область вправе осуществлять собственное правовое регулирование путем принятия законов области. При издании в последующем Федеральных законов законы области приводятся в соответствие с ними.

Статья 8

     1. Область равноправна с другими субъектами Российской Федерации во взаимоотношениях с органами государственной власти Российской Федерации.
     2. Область как субъект Российской Федерации может вступать в договорные отношения в сфере внешнеэкономических и международных связей.
     Координация внешнеэкономической и международной деятельности области осуществляется совместно органами государственной власти Российской Федерации и области.

Статья 9

     Область осуществляет связи с другими субъектами Российской Федерации, заключает с ними договоры и соглашения в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законом.

Статья 10

     1. Территория области в пределах административной границы, установленной Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 6 января 1954 года, является неотъемлемой частью территории Российской Федерации и составляет 24,7 тысячи квадратных километров.
     2. Границы между областью и другими субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия в установленном законом порядке.
     Изменение границ области может быть осуществлено только на основе свободного волеизъявления большинства граждан, проживающих в области и обладающих избирательным правом.
     3. Документами, определяющими границы области, являются Описание границ области и картографические материалы области.

Статья 11

     1. Область имеет свой герб и флаг, которые являются официальной символикой области.
     2. Описание и порядок использования официальной символики области определяются законом.

Статья 12

     1. Административно-территориальными единицами областного значения являются города Орел, Ливны, Мценск, а также районы: Болховский, Верховский, Глазуновский, Дмитровский, Должанский. Залегощенский, Знаменский, Колпнянский, Корсаковский, Краснозоренский, Кромской, Ливенский, Малоархангельский, Мценский, Новодеревеньковский, Новосильский, Орловский, Покровский, Свердловский, Сосковский, Троснянский, Урицкий, Хотынецкий, Шаблыкинский.
     2. Административно-территориальными единицами районного значения являются сельсоветы, а также города: Болхов, Дмитровск, Малоархангельск, Новосиль, поселки городского типа: Верховье, Глазуновка, Долгое, Залегощь, Змиевка, Колпны, Кромы, Нарышкино, Покровское, Хомутово, Хотынец, Шаблыкино, села: Знаменское, Корсаково, Красная Заря, Сосково, Тросна, а также поселок Знаменка Орловского района.
     3. Административно-территориальными единицами городского значения являются районы: Железнодорожный, Заводской, Северный, Советский в составе города Орла.

Статья 13

     1. Вопросы административно-территориального устройства области решаются областным Советом народных депутатов самостоятельно в соответствии с законом.
     2. Создание и реорганизация муниципальных образований, их наименование и переименование осуществляются с учетом мнения населения соответствующих муниципальных образований.

Статья 14

     1. Областным центром области является город Орел.
     2. Статус областного центра, а также особенности отношений между органами государственной власти области и органами местного самоуправления города Орла определяются законом.

Глава 3 Человек, гражданин и власть в Орловской области

Статья 15

     В области признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Статья 16

     1. Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека и гражданина.
     2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, их должностные лица, признанные виновными в нарушении Конституции Российской Федерации, законов, прав и свобод человека и гражданина, несут ответственность в соответствии с законом.

Статья 17

     1. Каждый имеет право участвовать в управлении делами области как непосредственно, так и через своих представителей.
     2. Каждый в соответствии с законом имеет право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Статья 18

     1. Каждый имеет право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
     2. Порядок рассмотрения жалоб, заявлений и предложений граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления области устанавливается законом.

Статья 19

     1. Граждане Российской Федерации имеют право на беспрепятственное получение информации о положении дел в области, вопросах, обсуждаемых в органах государственной власти и органах местного самоуправления, за исключением информации, распространение которой ограничено законом.

     2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны регулярно информировать население о своей деятельности. Информация должна быть полной и объективной.
     3. Руководители органов государственной власти и органов местного самоуправления ответственны за предоставление населению достоверной информации о положении дел в области и в соответствующих местных (муниципальных) образованиях, о деятельности их органов и должностных лиц в соответствии с законом.
     4. Должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления несут персональную ответственность за предоставление неполной или искаженной информации о положении в соответствующих сферах, а также за необоснованный отказ в предоставлении данной информации в соответствии с законом.

Статья 20

     1. Каждому гарантируется право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод человека и гражданина.
     2. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

Статья 21

     1. В области устанавливаются и присваиваются областные премии, стипендии и почетные звания за особые заслуги в сфере производства, образования, культуры, науки, здравоохранения.
     2. Условия присвоения областных премий, стипендий и почетных званий, система льгот и преимуществ в сфере производства, образования, культуры, науки и здравоохранения определяются законом.

Статья 22

     1. Для контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в области из числа граждан, постоянно проживающих на территории области, назначается Уполномоченный по правам человека Орловской области.
     2. Правовой статус, полномочия, порядок назначения, освобождения от занимаемой должности и деятельности Уполномоченного по правам человека определяются законом.

Статья 23

     1. Законы и иные нормативные правовые акты области вступают в силу по истечении десяти дней со дня их официального опубликования, если иное не установлено законом.
     Устав (Основной закон) области вступает в силу после его официального опубликования. Законы и иные норма тивные правовые акты области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
     2. Порядок опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов области устанавливается законом.

Статья 24

     1. Каждый обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации и федеральные законы, Устав (Основной Закон) и законы области, акты органов государственной власти и органов местного самоуправления, принятые по вопросам их компетенции.
     2. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
     3. Должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с законом представляют в налоговую инспекцию декларацию о доходах.
     4. Несоблюдение требований, установленных настоящей статьей, влечет за собой предусмотренную законом ответственность.

Глава 4 Институты и формы демократии в Орловской области

Статья 25

     1. Население области имеет неотъемлемое и неоспоримое право создавать и реформировать органы государственной власти и органы местного самоуправления.
     2. Органы государственной власти Российской Федерации не вправе создавать, реорганизовывать или ликвидировать органы государственной власти области и расположенные на ее территории органы местного самоуправления.

     3. Исключена

Статья 26

     1. Областной референдум и выборы осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права граждан Российской Федерации, проживающих на территории области, при тайном голосовании.
     2. Никакая часть общества, никакое объединение, никакое отдельное лицо не могут присваивать власть законно избранных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Статья 27

     Депутаты и должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления представляют интересы населения области и ответственны перед ним.

Статья 28

     1. Общественная, политическая деятельность в области осуществляется свободно, на основе идеологического многообразия и многопартийности.
     2. Цели, формы и методы работы партий и иных общественных объединений, осуществляющих свою деятельность на территории области, должны соответствовать закону.
     3. Избирательные объединения, пользуются правом выдвижения кандидатов в депутаты представительных органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления, избираемых населением должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с законом.

Статья 29

     На территории области непосредственная демократия обеспечивается путем проведения:
     а) областного и местных референдумов;
     б) собраний и сходов граждан;
     в) выборов депутатов и должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления;
     г) отзыва депутатов и должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления;
     д) гражданской инициативы;
     е) обсуждения важных вопросов жизни области и вопросов местного значения.

Статья 30

     1. Наиболее важные вопросы государственной жизни области выносятся на областное народное обсуждение или на областной референдум.
     2. Порядок подготовки, проведения и подведения итогов областного народного обсуждения и областного референдума определяется законом.

Статья 31

     1. Областной Совет народных депутатов назначает областной референдум для решения непосредственно населением наиболее важных вопросов, относящихся к предметам ведения области.

     2. Исключена
     3. Исключена

Статья 32

     1. На областной референдум не могут быть вынесены вопросы, перечень которых определяется законом.
     2. Вопросы, выносимые на областной референдум, не должны противоречить общепризнанным принципам и нормам международного права.

Статья 33

     Расходы, связанные с подготовкой и проведением областного референдума, проводятся за счет средств областного бюджета.

Статья 34

     1. Областной Совет народных депутатов обязан назначить областной референдум по инициативе граждан, осуществляемой в соответствии с законом.
     2. Областной Совет народных депутатов отклоняет инициативу проведения областного референдума по основаниям, указанным в законе.
     Решение областного Совета народных депутатов об отказе в назначении референдума может быть обжаловано инициаторами его проведения в суд.

Статья 35

     1. Решение считается принятым на областном референдуме, если за него проголосовало более половины граждан, участвовавших в голосовании. Голосование считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на территории области.
     2. Утвержденные результаты голосования в десятидневный срок публикуются в средствах массовой информации.
     3. Решение, принятое на областном референдуме, вступает в юридическую силу с момента его официального опубликования.

Статья 36

     1. Областной Совет народных депутатов, губернатор области выносят на областное народное обсуждение важные вопросы и проекты нормативных правовых актов области.
     2. Областное обсуждение может осуществляться гражданами коллективно и индивидуально. Свои предложения граждане направляют непосредственно в областной Совет народных депутатов, губернатору области, а также в те средства массовой информации, которые организуют освещение хода областного обсуждения.
     3. Областной Совет народных депутатов, губернатор области проводят обобщение поступивших от граждан предложений, помещают в средствах массовой информации текущую и итоговую информацию о ходе областного народного обсуждения.

Статья 37

     1. Граждане, проживающие на территории области, имеют право на гражданскую инициативу в областном Совете народных депутатов, перед губернатором области, а также в органах местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции.
     2. Порядок реализации права на гражданскую инициативу устанавливается законом.
     3. Гражданская инициатива может иметь своей целью внесение в областной Совет народных депутатов, губернатору области, в органы местного самоуправления предложений о рассмотрении и разрешении вопросов, касающихся интересов населения, об обсуждении вопросов областного и местного значения.

Статья 38

     1. Обращения с гражданской инициативой, подписанные не менее чем тремя тысячами граждан, рассматриваются на заседании областного Совета народных депутатов.
     Обращения с гражданской инициативой, подписанные не менее чем одной тысячью граждан, рассматриваются на заседании соответствующего представительного органа местного самоуправления.
     2. Организаторам гражданской инициативы обеспечивается право выступать с его обоснованием на заседании областного Совета народных депутатов либо соответственно представительного органа местного самоуправления.
     3. Гражданская инициатива не позднее, чем в месячный срок подлежит рассмотрению. Результаты рассмотрения в семидневный срок публикуются в печати и доводятся до организаторов гражданской инициативы.

Статья 39

     1. Заседания органов государственной власти и органов местного самоуправления проводятся гласно и носят открытый характер. Органы государственной власти и органы местного самоуправления вправе принять решение о проведении закрытого заседания в случаях, установленных регламентами их деятельности.
     2. На заседаниях органов государственной власти и органов местного самоуправления имеют право присутствовать представители средств массовой информации, трудовых коллективов, общественных объединений, граждане. Порядок посещения заседаний устанавливается регламентами органов государственной власти и органов местного самоуправления.
     3. Областной Совет народных депутатов, представительные органы местного самоуправления, их комитеты и комиссии организуют слушания по вопросам жизни области и соответственно местных (муниципальных) образований, проектам актов, представляющим общественный интерес. В слушаниях с правом совещательного голоса вправе принимать участие представители общественности, специалисты и граждане.
     4. Руководители органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также руководители их структурных подразделений обеспечивают гласность работы аппарата, организуют обсуждение проектов важных решений на совещаниях, научно-технических и иных консультативных советах, а также на собраниях граждан по месту их работы и жительства.

Глава 5 Экономика и финансы Орловской области

Статья 40

     1. Экономической основой области являются: областная собственность; федеральная собственность, находящаяся на территории области; иная собственность, служащая экономическому и социальному развитию области.
     2. На территории области гарантируются неприкосновенность и равная защита государственной, муниципальной, частной и иных форм собственности.

Статья 41

     1. Разграничение государственной собственности, включая собственность на землю и иные природные ресурсы, на федеральную собственность и областную собственность осуществляется в соответствии с законом.
     2. Распоряжение областной собственностью осуществляется Коллегией Орловской области через уполномоченные органы в порядке, предусмотренном законом.

Статья 42

     В государственной собственности области могут находиться: земля и другие природные ресурсы; предприятия промышленности, транспорта, связи, топливно-энергетического комплекса; объекты инженерной и социальной инфраструктуры; здания, сооружения, средства транспорта; ценные бумаги и другие финансовые активы; информация; имущественные права.
     В государственной собственности области находятся: имущество, переданное областью в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятиям и учреждениям образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры, органам государственной власти области, а также имущество, приобретенное органами государственной власти области в порядке, предусмотренном законом.

Статья 43

     1. Земля, недра, водные и иные природные ресурсы на территории области составляют естественную основу жизни и деятельности ее населения. Земля и иные природные ресурсы могут находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности.
     Осуществление права собственности на землю и иные природные ресурсы регламентируется законом.
     2. Отнесение природных ресурсов к государственной или муниципальной собственности, определение их правового режима, полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления по владению, пользованию и распоряжению ими производятся в соответствии с федеральным Законом.

Статья 44

     Область обеспечивает охрану окружающей среды, экономное потребление и использование природных ресурсов. В этих целях органы государственной власти области осуществляют взаимодействие с общественными объединениями граждан, содействуют их деятельности, связанной с охраной окружающей среды.

Статья 45

     1. Финансовые ресурсы области составляют средства областного бюджета, кредитные ресурсы, а также ассигнования из федерального бюджета.
     2. Финансовые ресурсы области могут в соответствии с законом на договорной основе объединяться с финансовыми ресурсами иных субъектов Российской Федерации, местных (муниципальных) образований, а также юридических и физических лиц для финансирования совместных программ и мероприятий.

Статья 46

     1. Область имеет самостоятельный областной бюджет. Он обеспечивается наличием собственных источников доходов областного бюджета и правом определять направления их использования и расходования.
     2. К собственным источникам доходов областного бюджета относятся закрепленные законом доходные источники, отчисления от регулирующих доходов, дополнительные источники, устанавливаемые в соответствии с законом.
     3. Расходы областного бюджета осуществляются за счет собственных источников доходов областного бюджета, а также дотаций и субвенций, полученных из федерального бюджета.

     4. Расходы областного бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований и финансовое обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом, регулирующим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.
     В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами области, из областного бюджета местным бюджетам могут предоставляться субсидии для долевого финансирования расходов на решение отдельныхвопросов местного значения.

Статья 47

     1. Организация бюджетного процесса в области осуществляется на основе законов области, принимаемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом.
     2. Организация бюджетного процесса в области основывается на принципах равноправия, самостоятельности и гласности бюджетов всех уровней.
     Для реализации этих принципов областной Совет народных депутатов принимает нормативные правовые акты, регламентирующие:
     распределение доходов бюджета по уровням бюджетной системы;
     формы бюджетного регулирования;
     принципы обоснования величины регулируемых отчислений от доходов;
     порядок предоставления дотаций из областного бюджета;
     принципы и методы расчета минимальной бюджетной потребности;
     распределение бюджетных расходов по уровням бюджетной системы;
     перечень основных социальных услуг, финансируемых за счет бюджетных средств и гарантируемых жителям области.

Статья 48

     1. На территории области действуют учреждения Центрального банка Российской Федерации (Банка России), коммерческие банки, иностранные, совместные банки с участием иностранного капитала и другие кредитные учреждения, получившие лицензию Центрального банка Российской Федерации на осуществление отдельных банковских операций.
     2. Губернатор области может участвовать в деятельности российских и иностранных банков в интересах области через уполномоченные органы в соответствии с законом.

Глава 6 Законодательная власть Орловской области

Статья 49

     Законодательная власть области осуществляется населением области посредством областного референдума и через Орловский областной Совет народных депутатов.

Статья 50

     1. Областной Совет народных депутатов является постоянно действующим законодательным (представительным) органом государственной власти области.
     2. Областной Совет народных депутатов состоит из 50 депутатов, избираемых населением области сроком на пять лет на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, при этом:
     25 депутатов областного Совета народных депутатов избираются по одномандатным округам (один округ - один депутат);
     25 депутатов областного Совета народных депутатов избираются по единому избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями.
     3. Областной Совет народных депутатов полномочен осуществлять свою деятельность, если в его состав избрано не менее двух третей от числа депутатов, установленного Уставом (Основным Законом) области.
     4. Порядок организации и проведения выборов в областной Совет народных депутатов устанавливается законом.

Статья 51

     1. Депутатом областного Совета народных депутатов может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 21 года, который не признан судом недееспособным и не содержится в местах лишения свободы по приговору суда.
     2. В течение срока своих полномочий депутат областного Совета народных депутатов не может быть членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности субъекта Российской Федерации или государственные должности государственной службы субъекта Российской Федерации, а также выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральным законом.
     3. Депутаты областного Совета народных депутатов работают на профессиональной постоянной или непостоянной основе. Количество депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, определяется законом области.
     Депутаты областного Совета народных депутатов, работающие на профессиональной постоянной основе, не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
     4. Статус депутата областного Совета народных депутатов регулируется законом.

Статья 52

     1. Депутаты областного Совета народных депутатов обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий, гарантируемой федеральным законом.
     2. Порядок привлечения депутата областного Совета народных депутатов к ответственности, лишения депутатской неприкосновенности, прекращения депутатских полномочий устанавливается законом.

Статья 53

     1. Областной Совет народных депутатов осуществляет следующие полномочия по вопросам организации и обеспечения государственной власти и местного самоуправления:
     1) принятие Устава (Основного закона), Законов области и иных нормативных правовых актов, внесение в них изменений, толкование законов области;

     2) установление административно-территориального устройства области, решение вопроса об изменении границ области в соответствии с Конституцией Российской Федерации;
     3) утверждение структуры областного Совета народных депутатов, принятие регламента, определяющего порядок его деятельности;
     утверждение сметы расходов на содержание областного Совета народных депутатов, структуры, штатов и фонда оплаты труда его аппарата;
     4) утверждение по представлению губернатора области, системы органов исполнительной власти области;
     5) согласование назначения Губернатором области кандидатур первых заместителей Губернатора и Председателя Коллегии Орловской области, руководителя Департамента имущественной, промышленной и информационной политики области 5) согласование назначения губернатором области кандидатур первых заместителей губернатора области, а также начальника управления государственным имуществом области;
     6) Исключен

     С 1 сентября 2005 г. порядок регистрации уставов муниципальных образований регулируется Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 97-ФЗ

     7) установление порядка решения вопросов административно-территориального устройства муниципальных образований;
     8) назначение выборов в областной Совет народных депутатов;
     9) Исключен
     10) Исключен
     11) избрание половины состава областной избирательной комиссии;
     12) признание полномочий депутатов областного Совета народных депутатов, а также их досрочное прекращение;
     13) избрание из числа депутатов и освобождение от должности председателя областного Совета народных депутатов, его заместителей, образование из числа депутатов комитетов, комиссий и утверждение их председателей; образование других органов и избрание или утверждение других должностных лиц областного Совета народных депутатов в соответствии с законом;
     14) принятие решений по запросам и обращениям депутатов областного Совета народных депутатов;
     15) заслушивание губернатора области по вопросам исполнения законов, бюджета, реализации целевых программ и планов социально-экономического развития области;
     16) принятие решения о проведении областного референдума;
     17) принятие решения об осуществлении права законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;
     18) согласование в соответствии с Конституцией Российской Федерации назначения кадров судебных и правоохранительных органов области;
     19) принятие решения об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации, иные суды для решения споров;
     20) назначение и освобождение полномочных представителей областного Совета народных депутатов;
     21) избрание представителя областного Совета народных депутатов в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
     22) образование согласительных комиссий по разрешению споров между органами государственной власти области, а также споров между органами государственной власти области и органами местного самоуправления, расположенными на территории области;
     23) принятие решений по обращениям губернатора области и прокурора области;
     24) утверждение реестра государственных должностей области;
     25) контроль за соблюдением Устава (Основного закона) и законов области;
     26) назначение на должности судей Уставного суда области и мировых судей области;
     27) решение иных вопросов, отнесенных к его компетенции законом.
     2. Областной Совет народных депутатов осуществляет контрольные функции по вопросам, установленным законом.
     3. Областной Совет народных депутатов осуществляет следующие полномочия по вопросам обеспечения экономического и социального развития области:
     1) утверждение по представлению губернатора области областного бюджета, поправок к нему, отчета о его исполнении;
     2) утверждение по представлению губернатора области программ экономического, социального и культурного развития области, изменений и дополнений, вносимых в них, отчетов об их исполнении;
     3) установление, изменение и отмена областных налогов и сборов, иных видов платежей в соответствии с федеральным законом;
     4) установление льгот и преимуществ, в том числе налоговых, по платежам в областной бюджет;
     5) правовое регулирование выпуска и условий размещения займов, облигаций, лотерей, других видов ценных бумаг, утверждение отчетов об их реализации и использовании;
     6) правовое регулирование порядка образования и деятельности областных внебюджетных и валютных фондов, заслушивание отчетов об использовании этих фондов;
     7) правовое регулирование передачи объектов област-ной собственности в собственность муниципальных образований и приема объектов муниципальной собственности в областную собственность;
     8) правовое регулирование порядка управления и распоряжения собственностью области, в том числе долями (паями, акциями) области в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм;

     9) правовое регулирование порядка приватизации объектов областной собственности и утверждение областной программы приватизации объектов областной собственности;
     10) правовое регулирование порядка предоставления и изъятия земельных участков под объекты федерального, межрегионального и областного значения, использования иных природных ресурсов, охраны объектов природы в соответствии с полномочиями области;
     11) правовое регулирование охраны и использования объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятников истории и культуры, расположенных на территории области, в соответствии с законом;
     12) правовое регулирование порядка предоставления дотаций и займов из средств областного бюджета;
     13) правовое регулирование градостроительной и архитектурной деятельности;
     14) решение иных вопросов, отнесенных к его компетенции законом.
     4. Областной Совет народных депутатов осуществляет следующие полномочия по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина:
     1) принятие закона области об уполномоченном по правам человека, заслушивание ежегодных отчетов о его деятельности, а также его информации и обращений, касающихся реализации и защиты прав человека и гражданина в области, принятие решения об освобождении от должности уполномоченного по правам человека в случаях и порядке, установленных законом;
     2) установление законом ответственности за административные правонарушения, если ответственность за такие правонарушения не установлена федеральным законом;
     3) принятие решения о вынесении на областное народное обсуждение важных вопросов, проектов нормативных правовых актов, принимаемых областным Советом народных депутатов; утверждение результатов обсуждения;
     4) принятие решения по гражданской инициативе населения в областном Совете народных депутатов;
     5) учреждение средств массовой информации областного Совета народных депутатов и установление порядка управления ими;
     6) учреждение наград, почетных званий и премий Орловской области, установление условий и порядка их присвоения и награждения;
     7) решение иных вопросов, отнесенных к его компетенции законом.

Статья 54

     Законом Орловской области:
     1) утверждаются представленные Губернатором области проекты областного бюджета и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, вносимые в них изменения и дополнения, а также отчеты об их исполнении
     2) устанавливаются основы организации и деятельности областного Совета народных депутатов в соответствии с Уставом (Основным законом) области;
     3) устанавливается порядок проведения выборов в органы государственной власти и местного самоуправления области;
     4) осуществляется правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральным законом;
     5) утверждаются представленные Губернатором области программы социально-экономического развития области, вносимые в них изменения и дополнения, а также отчеты об их исполнении;
     6) устанавливаются, изменяются и отменяются областные налоги и сборы, иные виды платежей;
     7) устанавливаются полномочия, порядок формирования и деятельности Контрольно-счетной палаты Орловской области;
     8) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью области, в том числе долями (паями, акциями) области в капиталах хозяйствующих субъектов;
     9) утверждаются заключение и расторжение договоров области;
     10) устанавливается порядок назначения и проведения областного референдума;
     11) устанавливаются административно-территориальное устройство области и порядок его изменения;
     12) устанавливается система исполнительных органов государственной власти области, а также порядок формирования Коллегии области.
     13) регулируются иные вопросы, отнесенные к ведению области.

Статья 55

     Постановлением областного Совета народных депутатов:
     1) определяется порядок деятельности областного Совета народных депутатов;
     2) назначаются на должности лица, назначение которых отнесено к компетенции областного Совета народных депутатов,
     освобождаются от должности лица, освобождение от должности которых отнесено к компетенции областного Совета народных депутатов,
     оформляется согласие на назначение на должность лиц, которые могут быть назначены на должность с согласия областного Совета народных депутатов;
     3) назначаются выборы в органы государственной власти;
     4) назначается областной референдум;
     5) оформляется решение о доверии или решение о недоверии губернатору области, а также решение о доверии или недоверии должностным лицам, указанным в пункте 5 части 1 статьи 53 Устава (Основного Закона) Орловской области;
     6) утверждаются соглашения об изменении границ области;
     7) одобряется проект договора о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти Орловской области; 8) оформляются иные решения в соответствии с законом.

Статья 56

     Областной Совет народных депутатов обладает правами юридического лицом, имеет обособленное имущество и гербовую печать.

Статья 57

     1. Областной Совет народных депутатов является постоянно действующим органом и имеет свой аппарат.
     2. Основной формой работы областного Совета народных депутатов является заседание, на котором решаются вопросы, отнесенные к компетенции областного Совета народных депутатов.
     Первое заседание областного Совета народных депутатов созывается не позднее чем через две недели со дня подведения итогов голосования при условии, что в областной Совет народных депутатов избрано не менее двух третей от установленного Уставом (Основным законом) области числа депутатов.
     3. Заседание областного Совета народных депутатов правомочно, если на нем присутствует не менее двух третей от числа избранных депутатов.

Статья 58

     1. В целях организации и осуществления контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей областного бюджета и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению, определения эффективности и целесообразности расходов бюджетных средств и использования областной собственности областным Советом народных депутатов создается Контрольно-счетная палата Орловской области.
     2. Полномочия, порядок формирования и деятельности Контрольно-счетной палаты устанавливаются законом.

Статья 59

     1. Областной Совет народных депутатов избирает из числа депутатов председателя Орловского областного Совета народных депутатов, а также может избирать первого заместителя и заместителей председателя Орловского областного Совета народных депутатов сроком на пять лет.
     2. Председатель областного Совета народных депутатов и его заместители избираются тайным голосованием большинством голосов от числа избранных депутатов областного Совета народных депутатов.
     3. Председатель областного Совета народных депутатов и его заместители подотчетны областному Совету народных депутатов и могут быть освобождены от должности тайным голосованием при наличии не менее двух третей голосов от числа избранных депутатов областного Совета народных депутатов.
     4. Председатель областного Совета народных депутатов, его заместители вправе подать в отставку.
     В случае непринятия областным Советом народных депутатов отставки Председатель областного Совета народных депутатов, его заместители вправе сложить свои полномочия по истечении двух недель после подачи заявления.
     5. Порядок внесения предложений об избрании, отставке и освобождении от должности Председателя областного Совета народных депутатов и его заместителей определяется Регламентом областного Совета народных депутатов.
     6. Органами Орловского областного Совета народных депутатов являются Президиум областного Совета народных депутатов, комитеты и постоянные комиссии областного Совета народных депутатов.
     7. В состав Президиума областного Совета народных депутатов входят по должности председатель областного Совета, его заместители, а также председатели комитетов и постоянных комиссий областного Совета. Вопросы компетенции Президиума областного Совета народных депутатов определяются законом области.

Статья 60

     1. Председатель областного Совета народных депутатов:
     1) возглавляет работу областного Совета народных депутатов, представляет его внутри области и за ее пределами;
     2) осуществляет организационное обеспечение деятельности депутатов и областного Совета народных депутатов, созывает и ведет его заседания;
     3) подписывает принимаемые областным Советом народных депутатов постановления и иные акты Орловского областного Совета народных депутатов;
     4) руководит работой аппарата областного Совета народных депутатов, осуществляет в соответствии с трудовым законодательством прием и увольнение его должностных лиц и служащих;
     5) открывает и закрывает расчетные и текущие счета областного Совета народных депутатов и является распорядителем по этим счетам;
     6) от имени областного Совета народных депутатов подписывает исковые заявления, другие обращения в судебные и иные органы;
     7) совместно с губернатором области вручает государственные награды и премии области;
     8) выполняет другие полномочия в соответствии с законом и Регламентом областного Совета народных депутатов;
     2. Председатель областного Совета народных депутатов в пределах своей компетенции издает распоряжения.
     3. Заместители Председателя областного Совета народных депутатов выполняют функции в соответствии с распределением обязанностей, а также осуществляют полномочия Председателя областного Совета народных депутатов в его отсутствие.

Статья 61

     1. Областной Совет народных депутатов принимает законы области, постановления областного Совета народных депутатов, а также осуществляет контроль за их исполнением.
     2. Законы области принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов областного Совета народных депутатов, если иное не установлено Законом.
     3. Постановления областного Совета народных депутатов принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов областного Совета народных депутатов, если иное не установлено Законом.
     4. Закон области не может быть принят менее чем в двух чтениях.

Статья 62

     1. Право законодательной инициативы в областном Совете народных депутатов принадлежит губернатору области, депутатам областного Совета народных депутатов, Президиуму, комитетам, комиссиям, фракциям и депутатским группам областного Совета народных депутатов, представительным органам местного самоуправления, расположенным на территории области.
     Право законодательной инициативы по вопросам их ведения принадлежит также областному суду, областному арбитражному суду, прокурору области,отделу Главного управления Министерства юстиции России по Центральному федеральному округу в Орловской области избирательной комиссии области.
     2. Проекты законов области об установлении, изменении или отмене налогов и сборов, освобождении отдельных категорий налогоплательщикови плательщиков сборов от их уплаты введении или отмене налогов, , об изменении финансовых обязательств области, другие проекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств областного бюджета, могут быть внесены только по представлению губернатора области либо при наличии его заключения. Данное заключение представляется в областной Совет народных депутатов в срок не позднее 20 дней.
     3. Проекты нормативных правовых актов, внесенные губернатором области, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.

Статья 63

     1. Законы области и постановления областного Совета народных депутатов подлежат официальному опубликованию в порядке, установленном законом.
     2. Постановления областного Совета народных депутатов в семидневный срок подписываются и обнародуются председателем областного Совета народных депутатов, если иное не установлено Уставом (Основным законом) области.
     3. Законы области в течение семи дней направляются губернатору области для подписания и обнародования. Губернатор области в течение четырнадцати дней подписывает закон области и обнародует его либо отклоняет закон области.
     Если губернатор области в течение четырнадцати дней с момента поступления закона области отклонит его, то областной Совет народных депутатов вправе вновь рассмотреть закон области.
     Если при повторном рассмотрении закон области будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов, он подлежит подписанию губернатором области и обнародованию в течение черырнадцати дней с момента его поступления.

Статья 64

     1. Губернатор области вправе внести предложение в областной Совет народных депутатов об отмене или изменении нормативного правового акта, принятого областным Советом народных депутатов, по мотивам его противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным и федеральным законам, Уставу (Основному закону) и законам области.
     Предложение с необходимым обоснованием вносится в областной Совет народных депутатов в письменной форме в течение десяти дней со дня принятия оспариваемого акта.
     По истечении десяти дней со дня принятия оспариваемого акта губернатор области вправе обратиться в областной Совет народных депутатов в порядке законодательной инициативы.
     2. Областной Совет народных депутатов рассматривает предложение губернатора области об отмене оспариваемого акта не позднее чем через месяц после внесения предложения.
     В случае отклонения областным Советом народных депутатов предложения губернатора области на паритетных началах создается согласительная комиссия.
     3. В случае отклонения областным Советом народных депутатов проекта, внесенного согласительной комиссией, губернатор области вправе обжаловать решение областного Совета народных депутатов в соответствующий суд.

Статья 65

     1. Полномочия областного Совета народных депутатов могут быть прекращены досрочно в случаях:
     1) принятия им решения о самороспуске в порядке, предусмотренном законом;
     2) роспуска областного Совета народных депутатов губернатором области по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи;
     3) вступления в силу решения областного суда о неправомочности состава депутатов областного Совета народных депутатов;
     4) роспуска областного Совета народных депутатов Президентом Российской Федерации по основаниям, указанным в федеральном законе.
     2. Губернатор области вправе своим указом распустить областной Совет народных депутатов только в случае, если областной Совет народных депутатов в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения соответствующего суда не внесет изменения в принятые им правовые акты, которые противоречат Конституции Российской Федерации и закону.
     3. В случае досрочного прекращения полномочий областного Совета народных депутатов не позднее чем через шесть месяцев с момента вступления в силу решения о досрочном прекращении его полномочий проводятся внеочередные выборы.

Глава 7
     Губернатор Орловской области

Статья 66

     Гражданин Российской Федерации наделяется полномочиями Губернатора области областным Советом народных депутатов по представлению Президента Российской Федерации сроком на пять лет.

Статья 67

     1. Губернатором области может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 30 лет.
     2. Губернатор области не может быть одновременно членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности субъекта Российской Федерации или государственные должности государственной службы субъекта Российской Федерации, а также выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
     3. Губернатор области:
     1) представляет область в отношениях с органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также при осуществлении внешнеэкономических связей области;
     2) подписывает договоры и соглашения от имени области;
     3) пользуется правом законодательной инициативы в областном Совете народных депутатов; подписывает и обнародует или отклоняет законы области, принимаемые областным Советом народных депутатов;

     4) формирует Коллегию области и принимает решение об ее отставке; назначает по согласованию с областным Советом народных депутатов первых заместителей Губернатора и Председателя Коллегии Орловской области, руководителя Департамента имущественной, промышленной и информационной политики области;
     5) требует созыва внеочередных заседаний областного Совета народных депутатов, а также может досрочно созывать вновь избранный областной Совет народных депутатов на его первое заседание ранее установленного срока;
     6) участвует в работе областного Совета народных депутатов с правом совещательного голоса;
     7) организует управление областью, контроль за выполнением областного бюджета и программ социально-экономического развития области;
     8) принимает отставку членов Коллегии Орловской области;
     9) координирует и согласовывает в пределах установленной федеральным законом компетенции деятельность территориальных органов, структурных подразделений и должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, действующих на территории области; направляет в федеральные органы государственной власти представления о назначении на должности, освобождении от должностей, поощрении и применении мер дисциплинарной ответственности к должностным лицам территориальных органов и структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти, действующих на территории области;
     10) оспаривает в суде противоречащие законодательству акты органов местного самоуправления; подписывает исковые заявления;
     11) является распорядителем кредитов при исполнении областного бюджета за исключением расходов, предусмотренных на содержание областного Совета народных депутатов;
     12) вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации и правительства Российской Федерации проекты актов, принятие которых находится в их компетенции;
     13) информирует областной Совет народных депутатов и население области об исполнении областного бюджета, а также планов и программ социально-экономического развития области;
     14) осуществляет меры по обеспечению законности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью в пределах, установленных законом;
     15) назначает и освобождает полномочных представителей губернатора области, в том числе представителя в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
     16) формирует совещательные и вспомогательные органы при губернаторе области;
     17) вручает государственные награды и премии области совместно с председателем областного Совета народных депутатов;
     17.1) определяет структуру исполнительных органов государственной власти области;
     18) осуществляет иные полномочия, установленные законом.

Статья 68

     1. Губернатор области в пределах своей компетенции издает указы и распоряжения. Указы и распоряжения губернатора области не могут противоречить закону.
     2. Указы и распоряжения губернатора области направляются в областной Совет народных депутатов в семидневный срок со дня их принятия.
     3. Указы губернатора области носят нормативный характер. Если указы губернатора затрагивают права и свободы человека и гражданина, то они вступают в силу не ранее их официального опубликования. Указы губернатора области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
     4. Распоряжения губернатора области носят индивидуально-правовой характер и вступают в силу с момента их подписания.

Статья 69

     1. Течение срока, на который гражданин наделяется полномочиями Губернатора области, прекращается в момент вступления в должность гражданина, наделенного полномочиями Губернатора области на последующий срок, если его полномочия не прекращены досрочно.
     2. Течение срока, на который гражданин наделяется полномочиями Губернатора области, прекращается досрочно в следующих случаях:
     1) отрешения от должности Президентом Российской Федерации в связи с выражением ему недоверия областным Советом народных депутатов в порядке, установленном законом;
     2) отставки по собственному желанию;
     3) признания недееспособным решением суда;
     4) признания ограниченно дееспособным решением суда;
     5) признания судом безвестно отсутствующим, объявления судом умершим или в случае смерти губернатора области;
     6) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
     7) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
     8) утраты гражданства Российской Федерации;
     9) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации по основаниям, указанным в федеральном законе.

Статья 70

     1. Основаниями для выражения недоверия губернатору области являются:
     издание им правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу (Основному закону) и иным законам области, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а губернатор области не устранил указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения;
     установленное соответствующим судом иное грубое нарушение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений правительства Российской Федерации, Устава (Основного закона) и иных законов области, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод человека и гражданина.
     Выражение недоверия губернатору области по другим основаниям не допускается.
     Ненадлежащее исполнение Губернатором своих обязанностей.
     2. Областной Совет народных депутатов принимает решение о недоверии губернатору области по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов областного Совета. Решение о недоверии губернатору области считается принятым, если за такое решение проголосовало не менее двух третей от установленного числа депутатов.
     3. Решение областного Совета народных депутатов о недоверии Губернатору области направляется на рассмотрение Президента Российской Федерации для решения вопроса об отрешении Губернатора области от должности.
     Решение Президента Российской Федерации об отрешении Губернатора области от должности влечет за собой отставку возглавляемой им Коллегии Орловской области.
     4. В случае отставки Коллегии Орловской области, предусмотренной частью 3 настоящей статьи, она продолжает действовать до сформирования новой Коллегии Орловской области.
     5.Исключена

Статья 71

     1. В случаях, когда губернатор области не может исполнять свои обязанности, их временно исполняет его первый заместитель.
     2. Временно исполняющий обязанности губернатора области не вправе осуществлять полномочия, предусмотренные частью 2 статьи 65 и частью 7 статьи 72 Устава (Основного Закона) области.

Глава 8 Коллегия и иные органы исполнительной власти Орловской области

Статья 72

     1. Коллегия Орловской области осуществляет деятельность на постоянной основе.
     2. Коллегия Орловской области обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных и федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава (Основного закона), законов области, иных нормативных правовых актов области.
     3. Коллегия Орловской области обладает правами юридического лица и имеет гербовую печать.
     4. Коллегия области состоит из членов Коллегии: Губернатора области, первого заместителя Губернатора и Председателя Коллегии Орловской области, первого заместителя Губернатора и Председателя Коллегии Орловской области - руководителя Департамента Орловской области, заместителя Губернатора и Председателя Коллегии Орловской области - руководителя Аппарата Губернатора и Коллегии Орловской области, заместителя Председателя Коллегии Орловской области - руководителя Департамента Орловской области; руководителя Департамента Орловской области. Губернатор области является Председателем Коллегии области
     5. Коллегия Орловской области:
     1) разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития области;
     2) участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии;
     3) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
     4) разрабатывает для представления губернатором области в областной Совет народных депутатов проект областного бюджета, а также проекты программ социально-экономического развития области;
     5) обеспечивает исполнение областного бюджета, готовит отчет об исполнении бюджета области и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития области для представления их губернатором области в областной Совет народных депутатов;
     6) формирует иные органы исполнительной власти области;
     7) управляет и распоряжается собственностью области, а также федеральной собственностью, переданной в управление области в соответствии с законом;
     8) предлагает органам и должностным лицам муниципальных образований области привести в соответствие с законодательством принятые ими правовые акты, если эти акты противоречат законодательству; вправе обратиться в суд в случае отклонения данных предложений;
     9) осуществляет иные полномочия, установленные законом, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными Конституцией Российской Федерации.
     6. Коллегия Орловской области по предметам своей компетенции издает постановления и распоряжения.
     Постановления Коллегии Орловской области, носящие нормативный характер и затрагивающие права человека, не могут применяться, если они официально не опубликованы.
     Правовые акты Коллегии Орловской области не могут противоречить закону, а также указам губернатора области.
     7. Коллегия Орловской области может быть отправлена в отставку указом губернатора области.
     8. Полномочия заместителей губернатора области, руководителей исполнительных органов области могут прекращаться досрочно по решению губернатора области.
     9. Областной Совет народных депутатов вправе выразить недоверие руководителям органов исполнительной власти области, в назначении которых он принимал участие. Последствия выражения областным Советом народных депутатов недоверия руководителям органов исполнительной власти области устанавливаются законом области.
     Статус членов Коллегии Орловской области определяется законом Орловской области

Статья 73

     1. Органы исполнительной власти области формируются Коллегией Орловской области в соответствии с системой исполнительной власти области, определяемой Уставом (Основным Законом) и законом области.
     2. Органы исполнительной власти области имеют собственную компетенцию, которая устанавливается законом и положениями об этих органах.
     Органы исполнительной власти области обладают правами юридического лица.
     3. Структурные подразделения исполнительных органов области действуют на основе положений, утверждаемых губернатором области либо Коллегией Орловской области в соответствии с законом области.

Глава 9 Судебная власть в Орловской области

Статья 74

     1. Правосудие в области осуществляется только судом.
     2. Судебная система в области устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Статья 75

     1. На территории области действуют федеральные и областные суды.
     2. Областными судами являются уставный суд Орловской области и мировые судьи.
     Порядок образования и деятельности областных судов регулируется законом.

Статья 76

     1. Кадры судебных органов находятся в совместном ведении Российской Федерации и области.
     2. Органы государственной власти области участвуют в процедуре назначения судей федеральных судов в соответствии с законом.

Статья 77

     1. Прокуратура области является составной частью единой централизованной системы с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

     2. Прокурор Орловской области назначается Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с областным Советом народных депутатов в соответствии с Федеральным законом.
     Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации.
     3. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются законом.

Глава 10 Местное самоуправление в Орловской области

Статья 78

     1. Органы местного самоуправления обладают самостоятельностью при осуществлении своей деятельности в пределах своей компетенции.
     Никто, никакой орган не вправе вмешиваться в решение муниципальными образованиями вопросов местного значения, утверждать, отменять или приостанавливать их решение, принятое в соответствии с законом.
     2. Местное самоуправление осуществляется в интересах населения исходя из его исторических и иных местных традиций.
     3. Гарантии местного самоуправления, полномочия, основы организации и деятельности органов местного самоуправления устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральным законом, Уставом (Основным законом), законом области о местном самоуправлении и уставами муниципальных образований.

Статья 79

     1. Местное самоуправление осуществляется гражданами непосредственно путем местного референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.
     2. Выборы органов местного самоуправления обеспечивают свободное выражение воли населения на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
     3. Все органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность публично и под контролем населения.
     4. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Статья 80

     1. Граждане, проживающие в области, имеют право на участие в местном самоуправлении независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
     2. Право граждан на участие в местном самоуправлении осуществляется через: право граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в местном референдуме, иным образом выражать свою непосредственную волю; равный доступ к муниципальной службе; право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления; предоставление каждому возможности ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, а также возможности получения гражданами другой полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом; территориальное общественное самоуправление.

Статья 81

     В ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, установленные федеральным законодательством, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

Статья 82

     1. Местное самоуправление осуществляется в муниципальных образованиях. Муниципальными образованиями области могут быть сельское поселение, городское поселение, муниципальный район, городской округ.
     2. Границы муниципальных образований устанавливаются законом области в порядке, установленном федеральным законом, на основе исторически сложившихся территорий компактного проживания с учетом мнения населения.
     3. Изменение границ муниципального образования осуществляется законом области по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти области, федеральных органов государственной власти в соответствии с федеральным законом.
     4. Преобразование муниципальных образований осуществляется законом области по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти области, федеральных органов государственной власти в соответствии с федеральным законом.

Статья 83

     Органы государственной власти области создают необходимые правовые, организационные и материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления, оказывают содействие населению в осуществлении прав на местное самоуправление.

     Статья 84. Исключена

Статья 85

     1. Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения.
     2. Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной Орловской (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом Орловской области с учетом исторических и иных местных традиций.
     3. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти области.
     4. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными полномочиями органов государственной власти области с передачей необходимых для осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна органам государственной власти области.
     5. Признанное в судебном порядке несоответствие закона, предусматривающего наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, требованиям, предусмотренным федеральным законодательством, является основанием для отказа от исполнения указанных полномочий.

     Статья 86. Исключена

Статья 87

     1. Органы местного самоуправления образуются: путем выборов на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; представительным органом местного самоуправления; уполномоченным на то в соответствии с уставом муниципального образования должностным лицом самостоятельно или по согласованию с представительным органом местного самоуправления.
     2. Не имеют права быть избранными в выборные органы местного самоуправления граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
     3. Должностные лица местного самоуправления: избираются населением на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; избираются или назначаются органом местного самоуправления; назначаются должностным лицом местного самоуправления.

     4. Исключена

Статья 88

     1. Депутату, выборному должностному лицу местного самоуправления гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести и достоинства.

     2. Исключена

     3. Основания для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и процедура отзыва указанных лиц устанавливаются уставом муниципального образования.
     4. Статус депутата, выборного должностного лица местного самоуправления и ограничения, связанные со статусом этих органов и лиц, устанавливаются федеральным законом и уставом муниципального образования.

Статья 89

     1. Экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, природные, финансовые, а также иные ресурсы, служащие удовлетворению потребностей населения соответствующей территории.
     Область обеспечивает создание условий для равного уровня жизни населения, проживающего на ее территории.
     2. Область создает условия для развития муниципальных образований, принимает меры для поддержки муниципальных образований с уровнем обеспечения ниже средней бюджетной обеспеченности и стандартов экономического и социального развития по области.
     3. Органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы.
     4. Муниципальным образованиям гарантируется компенсация недополученных доходов и дополнительных расходов местных бюджетов, возникших в результате реализации решений, принятых органами государственной власти.

Статья 90

     1. Основным документом, устанавливающим организационную форму, структуру органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации местного самоуправления, является устав муниципального образования.
     2. Устав муниципального образования разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно. Устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования, а поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек - населением непосредственно на сходе граждан.
     Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в порядке, установленном федеральным законом. Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Статья 91

     1. Взаимоотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления осуществляются посредством принятия законов по вопросам местного самоуправления и заключения соглашений и договоров между органами государственной власти и органами местного самоуправления.
     2. Представительные органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы в областном Совете народных депутатов.

Статья 92

     1. Органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением и государством в соответствии с законом и уставом муниципального образования.
     2. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления наступает в результате утраты ими доверия со стороны населения муниципального образования, а также в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава (Основного закона), законов области и устава муниципального образования.

Статья 93

     Муниципальные образования вправе иметь гербы, эмблемы и иную собственную негосударственную символику, отражающую их исторические, культурные, социально-экономические и иные местные традиции.

Статья 94

     Местное самоуправление в области гарантируется правом на судебную защиту, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральным законом, Уставом (Основным законом) и законом области.

Глава 11 Порядок принятия Устава (Основного закона) Орловской области и порядок внесения в него изменений и дополнений

Статья 95

     1. Закон области о принятии Устава (Основного закона) области, о внесении в него изменений и дополнений принимается большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов областного Совета народных депутатов.
     2. По решению областного Совета народных депутатов проект Устава (Основного закона) области, а также проект закона области о внесении в него изменений и дополнений могут быть вынесены на областное народное обсуждение либо на консультативный областной референдум.

Глава 12 Заключительные и переходные положения

     Исключена

     Глава администрации Орловской области Е.С. Строев 

     г. Орел
     26 февраля 1996 г.
     N 7-ОЗ

 

 Copyright В© ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.