Рубрикатор
 
Города
Области
Документы
Статьи
О сайте
Почтовые индексы
Контакты

 
 

Устав Хабаровского края

Устав Хабаровского края
(с изменениями от 2 сентября 1997 г., 30 сентября 1998 г., 28 января, 29 июня 1999 г., 1 марта 2000 г., 28 февраля, 25 июля, 31 октября 2001 г., 27 марта 2002 г., 23 апреля, 30 июля 2003 г., 31 марта, 29 сентября 2004 г., 25 мая, 30 ноября 2005 г., 26 апреля, 25 июля 2006 г.)

Одобрен постановлением Главы Администрации Хабаровского края от 30 ноября 1995 г. N 150

Преамбула

     Мы, депутаты Хабаровской краевой Думы первого созыва, полномочные представители населения Хабаровского края, основываясь на Конституции Российской Федерации и общепризнанных нормах международного права, считая Хабаровский край полноправным субъектом Российской Федерации, заботясь о создании для населения Хабаровского края достойных условий жизни, уважая вклад предшествующих поколений в развитие Хабаровского края, проявляя заботу о старших поколениях и молодежи, о развитии русской культуры, культуры всех населяющих Хабаровский край народов и народностей, учитывая особое географическое положение края, а также богатейшие природные ресурсы и необходимость их рационального использования в интересах всего населения Хабаровского края и будущих его поколений, исходя из необходимости закрепления государственно-правового статуса Хабаровского края и построения эффективной системы краевых органов государственной власти и местного самоуправления, действующих от имени населения Хабаровского края, принимаем настоящий Устав Хабаровского края.

Глава 1. Общие положения

     Статья 1. Устав Хабаровского края
     1.1. Устав Хабаровского края - высший нормативный правовой акт Хабаровского края, в котором в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяется государственно-правовой статус Хабаровского края, основы его административно-территориального устройства, система органов государственной власти Хабаровского края, порядок их образования и полномочия, формы участия граждан в деятельности краевых органов государственной власти и органов местного само-управления, а также иные положения, не противоречащие Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
     1.2. Устав Хабаровского края имеет прямое действие, применяется на всей территории Хабаровского края и может быть изменен в порядке, определенном настоящим Уставом.

Глава 2. Основы государственно-правового положения Хабаровского края

     Статья 2. Государственно-правовой статус Хабаровского края
     2.1. Хабаровский край является субъектом Российской Федерации, неотделим от нее и не имеет права выхода из состава Российской Федерации.
     2.2. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти и другими субъектами Российской Федерации Хабаровский край имеет равные, наряду с другими субъектами Российской Федерации, права.
     2.3. Государственно-правовой статус Хабаровского края определяется Конституцией Российской Федерации и настоящим Уставом.
     2.4. Изменение статуса Хабаровского края возможно лишь на основе взаимного согласия Российской Федерации и Хабаровского края в соответствии с федеральным конституционным законом.
     2.5. Изменение статуса, наименования Хабаровского края, а также его разделение или объединение с другими субъектами Российской Федерации могут быть произведены только на основе свободного волеизъявления путем краевого референдума граждан Российской Федерации, проживающих на территории края и обладающих избирательным правом, в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
     2.6. Правовую основу деятельности органов государственной власти Хабаровского края составляют Конституция Российской Федерации, Федеративный договор, федеральные конституционные законы, федеральные законы по предметам ведения Российской Федерации, федеральные законы по предметам совместного ведения Российской Федерации и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, настоящий Устав, законы Хабаровского края (далее - краевые законы) и иные нормативные правовые акты Хабаровского края (далее - иные нормативные правовые акты края), договоры и соглашения Хабаровского края.

     Статья 3. Народовластие
     3.1. Единственным источником власти в Хабаровском крае является народ Российской Федерации, осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления края.
     3.2. Никто не может присваивать власть в Хабаровском крае. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

     Статья 4. Государственная власть в крае
     4.1. Государственная власть в Хабаровском крае осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную; единства системы органов государственной власти и их самостоятельности; разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Хабаровского края, между органами государственной власти Хабаровского края и органами местного самоуправления Хабаровского края.
     4.2. Законодательную власть в Хабаровском крае осуществляет законодательный (представительный) орган государственной власти Хабаровского края - Законодательная Дума Хабаровского края (далее - Дума).
     4.3. В Хабаровском крае устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти Хабаровского края - Правительством Хабаровского края (далее - Правительство края), возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государственной власти Хабаровского края - Губернатором Хабаровского края (далее - Губернатор края).
     4.4. Судебную власть в Хабаровском крае осуществляют суды, входящие в единую судебную систему Российской Федерации.

     "О судебной системе Российской Федерации" см. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ

     4.5. Законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти Хабаровского края взаимодействуют в пределах своих полномочий между собой, с федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления края на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов, настоящего Устава, краевых законов и иных нормативных правовых актов края.

     Статья 4.1. Избирательная система края
     4.1.1. Выборы в Думу и органы местного самоуправления в Хабаровском крае проводятся в соответствии с федеральным и краевым законодательством.
     4.1.2. Организацию выборов в Хабаровском крае обеспечивают избирательная комиссия Хабаровского края и другие избирательные комиссии, формируемые в соответствии с федеральным и краевым законодательством.
     4.1.3. Избирательная комиссия Хабаровского края является государственным органом, ее статус, полномочия и порядок деятельности определяются федеральным и краевым законодательством.

     Статья 5. Представительство Правительства края в городе Москве
     5.1. Правительство края для представления интересов края в федеральных органах государственной власти имеет представительство в городе Москве.
     5.2. Положение о представительстве Правительства края в городе Москве утверждается Губернатором края.

     Статья 6. Государственная защита законодательства края
     6.1. Устав Хабаровского края, краевые законы и иные нормативные правовые акты края, принятые по предметам ведения Хабаровского края и предметам совместного ведения Российской Федерации и Хабаровского края, подлежат государственной защите со стороны судов и органов прокуратуры равно, как и Конституция Российской Федерации и федеральные законы.
     6.2. Устав Хабаровского края, краевые законы, правовые акты губернатора края, нормативные правовые акты Правительства края и иные нормативные правовые акты органов государственной власти края, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории Хабаровского края органами государственной власти, другими государственными органами и государственными учреждениями, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.
     6.3. Невыполнение или нарушение вышеуказанных актов влечет ответственность, предусмотренную федеральными и краевыми законами.
     6.4. Органы государственной власти несут ответственность за принятые ими решения в соответствии с федеральными и краевыми законами.

     Статья 7. Предметы ведения Хабаровского края
     7.1. В ведении Хабаровского края находятся:
     а) Устав Хабаровского края, краевые законы и иные нормативные правовые акты края;
     б) система органов государственной власти края;
     в) административно-территориальное устройство края;
     г) краевая государственная собственность;
     д) краевой бюджет, краевые налоги и сборы;
     е) краевая политика в области экономического, социального, экологического, культурного развития;
     ж) межрегиональные связи края;
     з) почетные звания, премии и стипендии края;
     и) другие вопросы, находящиеся вне пределов ведения Российской Федерации, полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленные краевыми законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами края.

     Статья 8. Правовое регулирование по предметам ведения Хабаровского края и по предметам совместного ведения Российской Федерации и Хабаровского края
     8.1. По предметам своего ведения Хабаровский край вправе принимать краевые законы и иные нормативные правовые акты. Порядок их опубликования, вступления в силу и прекращения их действия определяется федеральным законом, настоящим Уставом и краевыми законами.
     8.2. В случае принятия законов и иных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации, а также при противоречии нормативных правовых актов края федеральным законам, изданным по вопросам совместного ведения Российской Федерации и Хабаровского края, применяются федеральные законы.
     8.3. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом края, принятым по предметам ведения края и не противоречащим Конституции Российской Федерации, действует нормативный правовой акт Хабаровского края.
     8.4. Хабаровский край вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты края подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.

     Статья 9. Межрегиональные, международные и внешне-экономические связи Хабаровского края
     9.1. Хабаровский край - самостоятельный участник межрегиональных и внешнеэкономических связей по вопросам своей компетенции.
     9.2. Хабаровский край имеет право на осуществление международных и внешнеэкономических связей в пределах полномочий, предоставленных Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.
     9.3. Организационно-правовыми формами международных связей Хабаровского края являются общепринятые в международной практике формы, за исключением договоров (соглашений) межгосударственного уровня.

     Статья 10. Символы Хабаровского края
     10.1. Хабаровский край имеет свой флаг, герб и гимн. Символика Хабаровского края и порядок ее использования определяются краевыми законами.

Глава 3. Административно-территориальное устройство Хабаровского края

     Статья 11. Территориальный статус Хабаровского края
     11.1. Территория Хабаровского края едина и является составной частью территории Российской Федерации. В состав Хабаровского края включаются территории, административно входящие в край на момент вступления в силу настоящего Устава.
     11.2. Изменение границ Хабаровского края не может быть произведено без согласия населения, выраженного посредством краевого референдума.
     11.3. Преобразования в административно-территориальном устройстве Хабаровского края не могут быть произведены без согласия населения соответствующих административно территориальных образований, выраженного на местных референдумах.

     Статья 12. Административно-территориальное устройство Хабаровского края
     12.1. Административно-территориальное устройство Хабаровского края есть деление территории края на административные единицы. Территориальными единицами в Хабаровском крае являются города, районы, рабочие поселки, поселки, села и другие населенные пункты.
     12.2. Краевой центр Хабаровского края - город Хабаровск. Статус города Хабаровска как краевого центра определяется краевым законом.

Глава 4. Права, свободы и обязанности человека и гражданина в Хабаровском крае

     Статья 13. Правовой статус личности в Хабаровском крае
     13.1. В Хабаровском крае признаются и гарантируются права и свободы, охрана чести и достоинства человека и гражданина, установленные Конституцией Российской Федерации.
     13.2. Законы Хабаровского края в качестве условия использования дополнительных льгот могут предусматривать критерий постоянного проживания граждан на территории Хабаровского края.
     13.3. Лицами, постоянно проживающими на территории Хабаровского края, признаются граждане Российской Федерации, проживающие в Хабаровском крае в порядке, определяемом федеральными законами.

     См. также Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации"

     О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации см. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ

     13.4. Граждане, проживающие на территории Хабаровского края, могут обладать преимуществом перед другими лицами, находящимися на территории Хабаровского края, в реализации дополнительных льгот, обеспечиваемых за счет материальных, финансовых и иных средств Хабаровского края.

     Статья 14. Экономические права и свободы граждан
     14.1. Каждый имеет право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.
     14.2. Органы государственной власти Хабаровского края осуществляют поддержку и стимулирование развития предпринимательства через установление соответствующих приоритетов в экономической и финансовой политике.

     Статья 15. Общественно-политические права и свободы
     15.1. Граждане, проживающие на территории Хабаровского края, имеют право на участие в общественно-политической, социально-экономической и культурной жизни края.
     15.2. На территории Хабаровского края обеспечиваются свободная и равноправная общественно-политическая деятельность, многопартийность на основе идеологического многообразия.

     См. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях"

     15.3. Исключен
     15.4. Исключен
     15.5. Исключен
     15.6. Право на участие в управлении общественными делами Хабаровского края обеспечивается тем, что граждане могут:
     - в соответствии с федеральными и краевыми законами избирать и быть избранными в Думу и органы местного самоуправления;
     - обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления;
     - через различные общественно-политические объединения, профессиональные союзы, политические партии выражать свои интересы и выдвигать законные требования;
     - выражать свою волю по важным общекраевым вопросам посредством участия в краевом референдуме, а также через другие институты непосредственной демократии в порядке, определенном федеральными и краевыми законами.

     Статья 16. Социально-культурные права и свободы
     В Хабаровском крае обеспечиваются социально-культурные права и свободы. В целях их обеспечения органами государственной власти края осуществляются меры по всемерной поддержке и развитию учреждений и организаций образования, науки, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта.

     Статья 16.1. Право на доступ к государственной гражданской и муниципальной службе
     16.1.1. В Хабаровском крае гарантируется равный доступ граждан Российской Федерации к государственной гражданской и муниципальной службе.
     16.1.2. Государственная гражданская и муниципальная служба в Хабаровском крае осуществляется в соответствии с федеральным и краевым законодательством.

     Статья 17. Право на жилище
     Органы государственной власти края и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами, проживающими на территории края, права на жилище в соответствии с федеральными и краевыми законами.

     Статья 18. Право на социальную поддержку и социальное обслуживание
     В Хабаровском крае предоставляются меры социальной поддержки и социальное обслуживание отдельным категориям граждан в случаях, установленных федеральным и краевым законодательством.

     Статья 19. Гарантии прав национальных меньшинств
     19.1. Органы государственной власти и местного самоуправления Хабаровского края содействуют всем проживающим на территории Хабаровского края национальным меньшинствам и этническим общностям в реализации права на сохранение и развитие национальной самобытной культуры, традиций и обычаев, создание условий для сохранения, использования в общении родного языка и его изучения.

     Статья 20. Права жителей северных территорий Хабаровского края на социальную защиту
     20.1. Органы государственной власти Хабаровского края обеспечивают условия для реализации прав и законных интересов жителей северных территорий, коренных малочисленных народов посредством реализации федеральных и краевых программ, приоритетными направлениями которых являются:
     - обеспечение трудовой занятости населения северных территорий, включая поддержку и развитие традиционных промыслов и ремесел;
     - своевременный завоз продовольствия и товаров для обеспечения жителей северных территорий;
     - строительство жилья и объектов социально-культурного назначения;
     - подготовка кадров для работы в северных территориях;
     - защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов.

     Статья 21. Право на информацию о положении дел в Хабаровском крае
     21.1. Каждый имеет право на беспрепятственное получение информации о положении дел в Хабаровском крае и о вопросах, обсуждаемых в органах государственной власти и органах местного самоуправления, за исключением информации, содержащей сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

     Статья 22. Право на благоприятную окружающую среду
     22.1. В Хабаровском крае принимаются необходимые меры по обеспечению права на здоровую и благоприятную окружающую среду, получение достоверной и полной экологической информации. Строительство промышленных и иного назначения объектов, осуществление хозяйственной деятельности, представляющей особую опасность для природной среды и жизнедеятельности населения, производятся с учетом общественного мнения.

     Статья 23. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
     23.1. В Хабаровском крае обеспечиваются условия для реализации гражданами права на оказание бесплатной медицинской помощи в краевых государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств соответствующих бюджетов, средств обязательного медицинского страхования и других поступлений.

     Статья 24. Юридические гарантии прав и свобод граждан
     24.1. Каждому гарантируется государственная защита прав и свобод, право на получение квалифицированной юридической помощи. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми средствами, не запрещенными законом.

     Статья 24.1. Уполномоченный по правам человека в Хабаровском крае
     24.1.1. В целях оказания содействия гражданам в защите их прав и законных интересов в Хабаровском крае учреждается государственная должность уполномоченного по правам человека.
     24.1.2. Уполномоченный по правам человека в Хабаровском крае назначается на должность Думой по представлению Губернатора края.
     24.1.3. Статус, полномочия и порядок деятельности уполномоченного по правам человека в Хабаровском крае определяются краевым законом.

Глава 5. Законодательная (представительная) власть Хабаровского края

     Статья 25. Законодательная Дума Хабаровского края
     25.1. Законодательным (представительным) органом государственной власти Хабаровского края является Законодательная Дума Хабаровского края. Дума является однопалатным постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти Хабаровского края.

     25.2. Дума состоит из 26 депутатов, избранных на четыре года, из которых 13 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам и 13 депутатов - по единому избирательному округу, образуемому на всей территории края, пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями в соответствии с законодательством о выборах. Число депутатов Думы, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается краевым законом.
     25.3. Дума обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.
     25.4. Образование, формирование и деятельность Думы основываются на Конституции Российской Федерации и регулируются федеральными законами, настоящим Уставом, краевыми законами и постановлениями Думы.

     Статья 26. Депутат Думы
     26.1. Депутаты Думы избираются гражданами Российской Федерации, обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом и проживающими на территории Хабаровского края.
     26.2. Выборы депутатов производятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
     26.3. Депутатом Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий в соответствии с федеральным законом, настоящим Уставом и краевым законом пассивным избирательным правом и достигший 21 года.
     26.4. Исключен
     26.4. Срок полномочий депутата начинается со дня его избрания депутатом Думы и прекращается со дня официального опубликования результатов выборов в Думу, при условии избрания не менее двух третей от установленного числа депутатов Думы нового созыва.
     26.5. В случае, если деятельность депутата осуществляется на профессиональной постоянной основе, указанный депутат не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
     26.6. В течение срока своих полномочий депутат не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности субъекта Российской Федерации или государственные должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, а также выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральным законом.
     26.7. Депутат не вправе использовать свой статус для деятельности, не связанной с осуществлением депутатских полномочий.
     26.8. Депутаты Думы в соответствии с федеральным законодательством обладают неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий.
     26.9. Депутаты Думы по вопросам депутатской деятельности пользуются правом первоочередного приема руководителями юридических лиц, а также их структурных подразделений всех форм собственности, руководителями и другими должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления.

     Статья 27. Основы организации деятельности Думы
     27.1. Дума является правомочной, если в ее состав избрано не менее двух третей депутатов от установленной численности.
     27.2. Первое заседание Думы созывается не позднее чем через 35 дней со дня выборов. Открывает это заседание председатель избирательной комиссии Хабаровского края. До избрания председателя Думы заседание ведет старший по возрасту депутат.
     27.3. Вопросы организационного, правового, информационного и материально-технического обеспечения работы Думы решаются ею самостоятельно.
     27.4. Порядок деятельности и организации работы Думы, а также полномочия ее должностных лиц определяются федеральным законом, настоящим Уставом, краевым законом и постановлением Думы.

     Статья 28. Председатель Думы
     28.1. Председатель Думы избирается на заседании Думы тайным голосованием.
     28.2. Председатель Думы считается избранным, если за него проголосовало более половины от числа избранных депутатов.
     28.3. По представлению председателя тайным голосованием избирается заместитель (заместители) председателя Думы, который считается избранным, если за него проголосовало более половины от числа избранных депутатов.
     28.4. Председатель Думы подотчетен Думе, он может быть досрочно освобожден от должности в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей по инициативе одного или нескольких комитетов, групп депутатов численностью не менее одной трети от установленного числа депутатов при условии, если за это решение проголосовало большинство от установленного числа депутатов. Порядок внесения предложений об избрании, отставке или досрочном освобождении от должности председателя Думы определяется настоящим Уставом и краевым законом.
     28.5. Председатель Думы:
     а) представляет Хабаровский край в пределах полномочий Думы в отношениях с федеральными органами государственной власти, с органами власти иных субъектов Российской Федерации, а также в соответствии с федеральным законодательством с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств и с органами государственной власти иностранных государств;
     б) представляет Думу в отношениях с Губернатором и Правительством края, органами местного самоуправления Хабаровского края, с юридическими и должностными лицами, а также с населением Хабаровского края;
     в) созывает заседания Думы, доводит до сведения депутатов и населения время и место их проведения, а также проект повестки дня;
     г) осуществляет руководство подготовкой заседаний Думы и вопросов, вносимых на ее рассмотрение;
     д) ведет заседание Думы, ведает внутренним распорядком в соответствии с краевым законом и постановлениями Думы;
     е) подписывает краевые законы, постановления Думы, протоколы заседаний и другие документы Думы;
     ж) вносит на рассмотрение Думы кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации от Думы, а также предложение о досрочном прекращении его полномочий;
     з) руководит работой аппарата Думы, назначает и освобождает от должности работников аппарата Думы;
     и) осуществляет иные полномочия, установленные краевыми законами и другими актами Думы.

     Статья 29. Аппарат Думы
     29.1. Для организационного, правового, информационного, материально-технического обеспечения своей деятельности Дума создает аппарат.

     Статья 30. Полномочия Думы
     30.1. Дума осуществляет следующие полномочия:
     1) принимает Устав Хабаровского края, изменения и дополнения к нему;
     2) осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения Хабаровского края и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий Хабаровского края;
     3) принимает постановления;
     4) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными и краевыми законами.
     30.2. Исключен
     30.3. Законом Хабаровского края:
     1) утверждается краевой бюджет и отчет о его исполнении, представленные Губернатором края;
     2) исключен
     З) устанавливается система исполнительных органов государственной власти края;
     4) исключен
     5) устанавливается порядок управления и распоряжения краевой государственной собственностью, в том числе долями (паями, акциями) края в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм;
     6) утверждаются бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов и отчеты об их исполнении;
     7) устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению края, а также порядок их взимания;
     8) утверждаются программы социально-экономического развития края, представленные Губернатором края;
     9) исключен
     10) дается толкование Устава Хабаровского края и краевых законов;
     11) устанавливается порядок назначения и проведения референдума края;
     12) устанавливается порядок проведения выборов в Думу края;
     13) в пределах полномочий, определенных федеральным законом, устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории края;
     14) распускается представительный орган муниципального образования;
     15) осуществляется правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральным законом;
     16) устанавливается административно-территориальное устройство края и порядок его изменения;
     17) устанавливается административная ответственность за нарушение Устава края, краевых законов и иных нормативных правовых актов края;
     18) утверждаются заключение и расторжение договоров края;
     19) учреждаются краевые награды и почетные звания края;
     20) регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и краевыми законами к ведению и полномочиям края.
     30.4. Постановлением Думы:
     1) принимается регламент Думы и решаются вопросы внутреннего распорядка ее деятельности;
     1(1)) оформляется решение о наделении гражданина Российское Федерации по представлению Президента Российской Федерации полномочиями Губернатора края;
     2) оформляется решение Думы о принятии либо отклонении проекта краевого закона, а также о принятии краевого закона;
     3) оформляется решение Думы об избрании (досрочном прекращении полномочий) представителя в Совете Федерации от Думы;
     4) оформляется реализация права законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;
     5) оформляется решение о недоверии (доверии) Губернатору края, а также решение о недоверии (доверии) руководителям исполнительных органов государственной власти края, в назначении которых на должность Дума принимала участие в соответствии с настоящим Уставом;
     6) оформляется решение о досрочном прекращении полномочий Губернатора края в соответствии с федеральным законом;
     7) назначается половина членов избирательной комиссии края и производится освобождение их от исполнения обязанностей;
     8) исключен
     9) исключен
     10) назначаются на должность и освобождаются от должности отдельные должностные лица края, оформляется согласие на их назначение на должность, если такой порядок назначения предусмотрен Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом;
     11) назначается дата выборов в Думу;
     12) исключен
     13) назначается референдум края в случаях, предусмотренных краевым законом;
     14) утверждается соглашение об изменении границ Хабаровского края;
     15) исключен
     16) исключен
     17) оформляется решение о даче согласия Губернатору края на назначение на должности лиц, указанных в статье 40.1 настоящего Устава;
     18) одобряется проект договора о разграничении полномочий;
     19) оформляются иные решения по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и краевыми законами к ведению Думы.
     30.5. Дума в пределах и формах, установленных настоящим Уставом и краевыми законами:
     1) осуществляет наряду с другими уполномоченными на то органами контроль за соблюдением и исполнением Устава края, краевых законов, исполнением бюджета края и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, соблюдением установленного порядка распоряжения краевой государственной собственностью;
     2) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и краевыми законами.
     30.6. В целях организации и осуществления контроля за исполнением бюджета края, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, соблюдением установленного порядка распоряжения краевой государственной собственностью Дума создает контрольный орган, правовой статус, порядок организации и деятельности которого определяется краевым законом.

     Статья 31. Право законодательной инициативы в Думе
     31.1 Правом законодательной инициативы в Думе обладают депутаты Думы, постоянные комитеты Думы, Губернатор края, члены Совета Федерации от Хабаровского края, депутаты Государственной Думы от Хабаровского края, представительные органы муниципальных образований края, а также краевой суд, арбитражный суд края, прокурор края по вопросам их ведения.
     31.2 Порядок реализации права законодательной инициативы определяется краевым законом.

     Статья 32. Порядок принятия Устава края, краевых законов, постановлений Думы

     32.1. Устав края принимается большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов Думы.
     Краевые законы принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов Думы.
     Постановления Думы, носящие нормативный правовой характер, принимаются большинством голосов от числа депутатов, избранных в Думу. Постановления Думы, не носящие нормативный правовой характер, принимаются большинством голосов депутатов, присутствующих на заседании Думы, если иное не установлено краевым законом и постановлением Думы.
     32.2. Законопроекты, внесенные в установленном порядке Губернатором края, в обязательном порядке включаются в повестку дня очередного заседания.
     Законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств края, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств краевого бюджета, рассматриваются Думой по представлению Губернатора края либо при наличии его заключения. Данное заключение представляется в Думу в течение одного месяца со дня поступления законопроекта Губернатору края.
     Проект краевого закона рассматривается Думой не менее чем в двух чтениях.
     В случае, если в принятый во втором чтении законопроект Губернатор края внесет свои поправки, то Дума в обязательном порядке должна на очередном заседании возвратиться к рассмотрению данного законопроекта во втором чтении и рассмотреть поправки Губернатора края. Такая процедура может быть применена только один раз.
     32.3. Устав края, краевые законы подлежат официальному опубликованию и вступают в силу после их официального опубликования.
     Краевые законы и постановления Думы по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
     Постановления Думы по иным вопросам вступают в силу в срок, установленный краевым законом.
     32.4. Краевые законы и постановления, принятые Думой, подписываются председателем Думы.
     Краевые законы, принятые Думой, направляются для обнародования Губернатору края в течение десяти дней со дня их принятия Думой.
     Губернатор края обязан обнародовать Устав края, краевой закон, удостоверив их обнародование путем издания специального акта, либо отклонить Устав края, краевой закон в течение десяти рабочих дней со дня их поступления. В случае отклонения Устава края, краевого закона Губернатором края они возвращаются в Думу с мотивированным обоснованием их отклонения либо с предложением о внесении в них изменений и дополнений.
     В случае отклонения Губернатором края краевого закона указанный закон может быть одобрен в ранее принятой редакции, если за него проголосовало не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов Думы.
     Краевой закон, одобренный в ранее принятой редакции, не может быть повторно отклонен Губернатором края и подлежит обнародованию в течение четырнадцати календарных дней со дня поступления указанного закона.

     Статья 33. Порядок досрочного прекращения полномочий Думы
     33.1. Полномочия Думы могут быть прекращены досрочно в случае:
     а) принятия Думой решения о самороспуске, принятого не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов Думы. Решение вступает в силу в порядке, установленном Думой;
     б) роспуска Думы Губернатором края по основаниям, предусмотренным пунктом 33.2 настоящей статьи;
     в) вступления в силу решения краевого суда о неправомочности данного состава депутатов Думы, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;
     г) роспуска Думы в порядке и по основаниям, предусмотренным федеральным законом.
     33.2. Губернатор края вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий Думы в случае принятия ею Устава края, краевого закона, постановления Думы, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, Уставу края, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а Дума не устранила их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения.
     Решение Губернатора края о досрочном прекращении полномочий Думы принимается в форме постановления.
     33.3. В случае досрочного прекращения полномочий Думы Губернатор края назначает внеочередные выборы в Думу. Указанные выборы проводятся в сроки, установленные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
     33.4. Исключен

Глава 6. Исполнительная власть Хабаровского края

     Статья 34. Губернатор края
     34.1. Губернатор края является высшим должностным лицом Хабаровского края, возглавляет высший исполнительный орган государственной власти Хабаровского края - Правительство края.
     34.2. Гражданин Российской Федерации наделяется полномочиями Губернатора края на четыре года по представлению Президента Российской Федерации Думой в порядке, предусмотренном федеральным законом и настоящим Уставом.
     34.3. Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Губернатора края в течение 14 дней со дня внесения представления.
     Решение Думы о наделении гражданина Российской Федерации полномочиями Губернатора края принимается тайным голосованием и считается принятым, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов Думы.
     34.4. Статус Губернатора края определяется федеральным законом, настоящим Уставом и краевыми законами.
     34.5. Губернатором края может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет.
     34.6. Губернатор края не может быть одновременно депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности субъекта Российской Федерации или государственные должности государственной службы субъекта Российской Федерации, а также выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
     34.7. Исключен
     34.8. Исключен
     34.9. Исключен
     34.10. Исключен
     34.11. Исключен
     34.12. Исключен
     34.13. Исключен
     34.14. Исключен
     34.15. Исключен

     Статья 34.1. Вступление в должность Губернатора края
     34.1.1. Церемония вступления в должность Губернатора края проводится в торжественной обстановке.
     На церемонию приглашаются полномочный представитель Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе, члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Хабаровского края, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Хабаровского края, депутаты Думы, члены Правительства края, члены Избирательной комиссии Хабаровского края прокурор Хабаровского края, председатель краевого суда, председатель Арбитражного суда Хабаровского края, главы городских округов и муниципальных районов, председатели представительных органов городских округов и муниципальных районов, а также представители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений, политических партий и других организаций.
     34.1.2. Губернатор края считается вступившим в должность с момента принесения им присяги следующего содержания: "Я, (фамилия, имя, отчество), клянусь при осуществлении полномочий Губернатора Хабаровского края уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, защищать интересы жителей Хабаровского края, соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, Устав Хабаровского края и законы Хабаровского края.
     34.1.3. Присяга приносится не позднее 14 дней со дня наделения гражданина Российской Федерации полномочиями Губернатора края.
     34.1.4. На церемонии вступления в должность Губернатор края выступает с обращением ко всем жителям края.

     Статья 35. Полномочия Губернатора края
     35.1. Губернатор края обладает следующими полномочиями:
     1) представляет Хабаровский край в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении международных и внешнеэкономических связей, при этом вправе вести переговоры, подписывать договоры и соглашения от имени Хабаровского края. Согласовывает международные договоры Российской Федерации, затрагивающие вопросы, относящиеся к ведению субъекта Российской Федерации, или его полномочия по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом.
     2) формирует высший исполнительный орган государственной власти Хабаровского края - Правительство края в соответствии с настоящим Уставом и краевым законом и принимает решение об отставке Правительства края;
     3) осуществляет руководство деятельностью Правительства края;
     З(1)) определяет структуру исполнительных органов государственной власти края;
     4) представляет Правительство края в отношениях с Думой, другими органами государственной власти в Хабаровском крае, органами местного самоуправления, с юридическими и должностными лицами, с населением Хабаровского края;
     5) назначает представителя в Совете Федерации от Правительства края;
     6) ежегодно представляет на утверждение Думы краевой бюджет и отчет об его исполнении;
     7) представляет Думе один раз в полугодие сообщение о социально-экономическом положении Хабаровского края и основные направления деятельности Правительства края;
     8) осуществляет функции распорядителя кредитов при исполнении краевого бюджета, за исключением расходов, предусмотренных на содержание Думы;
     9) исключен
     10) вправе вносить законопроекты в Думу;
     11) вправе участвовать в работе Думы с правом совещательного голоса;
     12) обнародует Устав края, краевые законы, удостоверяя их обнародование путем издания специальных актов, либо отклоняет их;
     13) вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий Думы в случае, предусмотренном в пункте 33.2 статьи 33 настоящего Устава;
     14) назначает внеочередные выборы в Думу в случае досрочного прекращения ее полномочий;
     15) вправе требовать созыва внеочередного заседания Думы;
     15(1)) вправе созывать вновь избранную Думу на первое заседание ранее установленного для этого срока;
     16) незамедлительно информирует Думу в случае введения чрезвычайного положения на территории Хабаровского края;
     17) разрабатывает и реализует краевую политику, направленную на комплексное социально-экономическое развитие Хабаровского края;
     18) вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации проекты указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, издание которых находится в их компетенции;
     19) представляет к государственным наградам, званиям и премиям Российской Федерации;
     20) исключен
     21) исключен
     22) обеспечивает координацию деятельности исполнительных органов государственной власти края с иными органами государственной власти края и в соответствии с законодательством Российской Федерации может организовывать взаимодействие исполнительных органов государственной власти края с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями;
     23) назначает в соответствии с федеральным законодательством и краевыми законами руководителей предприятий, организаций и учреждений, находящихся в составе краевой государственной собственности;
     24) назначает половину членов избирательной комиссии Хабаровского края и освобождает их от исполнения обязанностей;
     25) исключен
     26) вправе отрешить от должности главу муниципального образования или главу местной администрации по основаниям, предусмотренным федеральным законом;
     27) исключен
     28) исключен
     29) осуществляет контроль за выполнением органами местного самоуправления переданных им краевыми законами отдельных государственных полномочий края;
     30) принимает в пределах своей компетенции акты - постановления и распоряжения;
     31) дает обоснование о необходимости изменения административно-территориального устройства края, осуществляет меры по административно-территориальному устройству;
     32) назначает своего полномочного представителя в думе;
     33) вносит в думу предложение (предложения) о кандидатурах на должности членов Правительства края, в согласовании назначения, на должность которых участие думы является обязательным в соответствии с подпунктом 17 пункта 30.4 статьи 30 настоящего Устава;
     34) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными и краевыми законами.
     35.2. Губернатор края при осуществлении своих полномочий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, Устав края, краевые законы, а также исполнять указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации.
     35.3. В случаях, когда Губернатор края временно (в связи с болезнью или отпуском) не может исполнять свои обязанности, их исполняет вице-губернатор Хабаровского края (далее - вице-губернатор края).

     Статья 35.1. Вице-губернатор края
     35.1.1. Вице-губернатор края назначается на должность Губернатором края по согласованию с Думой.
     35.1.2. Вице-губернатор края координирует работу органов исполнительной власти края и осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Уставом и краевым законом.
     35.1.3. Вице-губернатор края слагает свои полномочия перед вновь вступившим в должность Губернатором края.
     35.1.4.В случае временного исполнения обязанностей Губернатора края вице-губернатора края не вправе осуществлять полномочия, предусмотренные подпунктами 2, 3(1), 5, 12-14, 15(1)-17, 19, 24, 26, 32 и 33 пункта 35.1 статьи 35 настоящего Устава.

     Статья 36. Правительство края

     36.1. Правительство края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Хабаровского края.
     36.2. Правительство края является коллегиальным органом.
     36.3. В структуру Правительства края входят губернатор края, являющийся по должности председателем Правительства края, вице-губернатор края, первые заместители председателя Правительства края, заместители председателя Правительства края, министры Хабаровского края.
     36.4. Правительство края обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.
     36.5. Правительство края подотчетно думе в пределах полномочий последней, определенных краевыми законами.
     36.6. Статус, структура, порядок формирования и полномочия Правительства края определяются настоящим Уставом, федеральными и краевыми законами.
     36.7. Правительство края обеспечивает реализацию полномочий исполнительной власти Хабаровского края, осуществление задач социально-экономического развития, исполнение на территории Хабаровского края Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента и Правительства Российской Федерации, Устава Хабаровского края, краевых законов и иных нормативных правовых актов края.
     36.8. Финансирование Правительства края осуществляется за счет средств краевого бюджета, предусмотренных отдельной статьей.

     Статья 37. Полномочия Правительства края
     37.1. Правительство края:
     1) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
     2) разрабатывает для представления Губернатором края в думу проект краевого бюджета, а также проекты программ социально-экономического развития Хабаровского края;
     3) обеспечивает исполнение краевого бюджета и готовит отчет об исполнении краевого бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития Хабаровского края для представления их Губернатором края в Думу;
     4) управляет и распоряжается собственностью Хабаровского края в соответствии с краевыми законами, а также федеральной собственностью, переданной Хабаровскому краю в управление в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
     5) формирует иные органы исполнительной власти края и обеспечивает их эффективную работу, контролирует осуществление функций исполнительной власти органами местного самоуправления в пределах переданных им законами полномочий;
     6) вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Уставу края, краевым законам и иным нормативным правовым актам края, а также вправе обратиться в суд;
     7) исключен
     8) вправе обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации;
     9) осуществляет иные полномочия, установленные федеральным и краевым законодательством, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации.

     Статья 38. Досрочное прекращение полномочий Губернатора края. Отставка Правительства края
     38.1. Полномочия губернатора края прекращаются досрочно в случае:
     а) его смерти;
     б) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации в связи с выражением ему недоверия Думой;
     в) его отставки по собственному желанию;
     г) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом;
     д) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
     е) признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
     ж) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
     з) его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
     и) утраты им гражданства Российской Федерации.
     38.1(1) Решение о досрочном прекращении полномочий Губернатора края принимается Думой по представлению Президента Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "а", "б" и "г" пункта 38.1 настоящей статьи.
     38.2. Дума вправе выразить недоверие губернатору края в случае:
     а) издания им актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу края и краевым законам, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а губернатор края не устранит указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения;
     б) установленного соответствующим судом иного грубого нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава края и краевых законов, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан.
     в) ненадлежащего исполнения Губернатором края своих обязанностей.
     38.3. Решение думы о недоверии губернатору края принимается двумя третями голосов от установленного числа депутатов по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов думы.
     38.4. Решение Думы о недоверии Губернатору края направляется на рассмотрение Президента Российской Федерации для решения вопроса об отрешении Губернатора края от должности.
     38.4(1) Решение Президента Российской Федерации об отрешении Губернатора края от должности влечет за собой отставку возглавляемого Губернатором края Правительства края.
     38.5. В случае отставки Правительства края, предусмотренной федеральным законом и пунктом 38.4(1) настоящей статьи, оно продолжает действовать до сформирования нового Правительства края.
     38.6. Исключен
     38.7. Исключен
     38.8. Исключен
     38.9. Дума вправе выразить недоверие членам Правительства края, в согласовании назначения на должность которых она принимала участие в соответствии с подпунктом 17 пункта 30.4 статьи 30 настоящего Устава.
     Решение думы о недоверии указанным лицам принимается двумя третями голосов от установленного числа депутатов по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов думы.
     Основанием для выражения думой недоверия указанным лицам является нарушение ими федеральных и краевых законов, подтвержденное решением суда.

Глава 7. Взаимодействие органов Законодательной и исполнительной власти Хабаровского края

     Статья 39. Акты губернатора края, Правительства края и иных органов исполнительной власти края
     39.1. Губернатор края на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава края и краевых законов издает постановления и распоряжения.
     39.2. Правительство края на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава края и краевых законов издает постановления и распоряжения. Постановления и распоряжения Правительства края подписываются губернатором края - председателем Правительства края.
     39.3. Иные органы исполнительной власти края могут издавать акты в случаях и пределах, установленных Правительством края.
     39.4. Акты Губернатора края, Правительства края, принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению в Хабаровском крае.
     39.5. Акты Губернатора края, Правительства края не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, Уставу края и краевым законам.

     Статья 40. Ответственность должностных лиц Правительства края
     40.1. Должностные лица Правительства края несут ответственность, предусмотренную федеральными и краевыми законами.

     Статья 40.1. Порядок согласования назначения на должность отдельных членов Правительства края
     40.1.1. Губернатор края не позднее чем в месячный срок со дня вступления в должность, а также со дня прекращения полномочий лиц, указанных в настоящем пункте, вносит в Думу предложение о согласовании назначения на должности вице-губернатора края, министра финансов Хабаровского края.
     40.1.2. Данное предложение должно быть рассмотрено думой в десятидневный срок со дня его внесения в думу.
     40.1.3. Постановление думы о согласовании назначения на должности указанных лиц принимается по каждой кандидатуре отдельно и считается принятым, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов думы.
     Непринятие постановления думы по данному вопросу считается отказом в согласовании назначения на должности указанных лиц.
     40.1.4. В случае непринятия постановления думы по данному вопросу Губернатор края в течение десяти дней со дня рассмотрения Думой вопроса о согласовании повторно вносит предложение о согласовании назначения на указанную должность.
     40.1.5. Губернатор края может предложить думе для согласования назначения на указанную должность не более трех кандидатур, при этом одна и та же кандидатура не может быть предложена Губернатором края более двух раз.
     40.1.6. В случае, если дума не примет решение о согласовании назначения на указанную должность ни одной из трех предложенных Губернатором края кандидатур, он вправе самостоятельно назначить на указанную должность одну из них.

     Статья 41. Основы взаимоотношений думы и Губернатора края, Правительства края, иных органов исполнительной власти края
     41.1. В соответствии с конституционным принципом разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную дума и губернатор края, Правительство края осуществляют свои полномочия самостоятельно.
     41.2. Дума и губернатор края, Правительство края, иные органы исполнительной власти края взаимодействуют в интересах Хабаровского края и его населения в целях эффективного управления процессами экономического и социального развития Хабаровского края на основе Конституции Российской Федерации, федеральных и краевых законов.
     41.3. Правовые акты губернатора края, нормативные правовые акты органов исполнительной власти края направляются в думу в день их подписания.
     41.4. Дума вправе обратиться к губернатору края или в органы исполнительной власти края с предложением о внесении изменений и (или) дополнений в акты, указанные в пункте 41.3 настоящей статьи, либо об их отмене, а также вправе обжаловать указанные акты в судебном порядке или в установленном порядке обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии указанных нормативных правовых актов Конституции Российской Федерации.
     41.5. Дума в сроки, установленные краевым законом, направляет губернатору края планы законопроектной работы, проекты краевых законов и постановлений думы.
     41.6. Краевые законы и постановления, принятые думой, направляются губернатору края в день их подписания.
     41.7. Губернатор края вправе обратиться в думу с предложением о внесении изменений и (или) дополнений в постановления думы либо об их отмене, а также вправе обжаловать указанные постановления и вступившие в силу краевые законы в судебном порядке.

     Статья 42. Участие губернатора края и членов Правительства края в работе думы
     42.1. Осуществляя взаимодействие с думой, губернатор края или полномочный представитель губернатора края, члены Правительства края вправе:
     а) участвовать в открытых и закрытых заседаниях думы;
     б) выступать с докладами и содокладами по вопросам повестки дня заседаний думы;
     в) выступать до начала голосования по законопроектам.
     42.2. Исключен
     42.3. Члены Правительства края обязаны по приглашению думы присутствовать на ее заседаниях и на заседаниях комитетов думы и отвечать на вопросы депутатов думы.
     Приглашение думы с указанием интересующих депутатов думы вопросов направляется члену Правительства края не позднее пяти календарных дней до проведения заседания думы либо заседаний комитетов думы.
     В случае невозможности присутствия на заседании думы либо заседаниях комитетов думы приглашенный член Правительства края уведомляет об этом думу и указывает должностное лицо, которое может прибыть на заседание и ответить на поставленные вопросы.

     Статья 43. Участие депутатов Думы и работников аппарата Думы в заседаниях исполнительных органов государственной власти края
     Депутаты Думы либо по поручению Думы или председателя Думы работники аппарата Думы вправе присутствовать на заседаниях исполнительных органов государственной власти края.

     Статья 44. Разрешение споров между органами государственной власти Хабаровского края
     44.1. Споры между Думой, с одной стороны, и Губернатором края, Правительством края, с другой стороны, возникающие по вопросам осуществления их полномочий, разрешаются путем создания согласительных комиссий, которые формируются по письменному предложению одной из сторон на паритетной основе из депутатов Думы и членов Правительства края на срок не более двух месяцев.
     По истечении установленного срока, при отсутствии согласия в решении возникающих вопросов, рассмотрение спора может быть передано в суд в порядке, установленном федеральным законом.
     44.2. Споры по компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Хабаровского края, а также между думой, с одной стороны, и губернатором края, Правительством края, с другой стороны, могут разрешаться в Конституционном Суде Российской Федерации.

Глава 8. Судебная власть

     Статья 45. Система судебной власти в Хабаровском крае
     45.1. Правосудие в Хабаровском крае осуществляется только судом. Судебная власть в крае принадлежит федеральным судам и мировым судьям, являющимся судьями общей юрисдикции Хабаровского края.
     45.2. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной власти.
     45.3. Порядок организации и деятельности судов определяется Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

     Статья 46. Формирование Хабаровского краевого суда, арбитражного суда Хабаровского края, городских, районных судов
     46.1. Формирование кадрового состава судебных органов осуществляется в соответствии с федеральными законами.

     Статья 47. Исключена

Глава 9. Обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности

     Статья 48. Прокуратура Хабаровского края
     48.1. Органы прокуратуры в Хабаровском крае осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации.
     48.2. Прокурор Хабаровского края назначается на должность Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с Думой и Правительством края.

     Статья 49. Обеспечение безопасности
     49.1. Обеспечение безопасности личности, населения, общества и государства на территории Хабаровского края осуществляют Вооруженные Силы Российской Федерации, пограничные и внутренние войска, органы внутренних дел и федеральной службы безопасности, органы налоговой службы, службы по ликвидации чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны, органы, обеспечивающие безопасность ведения работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве, службы обеспечения средств связи и информации, таможня, природоохранительные органы, органы охраны здоровья населения.
     49.2. Дума и Губернатор края получают информацию о состоянии безопасности в крае в пределах своей компетенции.

     Статья 50. Органы внутренних дел. Милиция
     50.1. Органы внутренних дел, включая милицию, призваны защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, интересы общества и государства от противоправных посягательств, их деятельность основывается на федеральных и краевых законах.
     50.2. Правительство края и органы местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством вправе создавать подразделения милиции общественной безопасности, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов.

     Статья 51. Адвокатура. Нотариат
     51.1. Нотариальная деятельность по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц осуществляется государственными и частными нотариусами в порядке, определяемом федеральным законодательством.
     51.2. Организация и порядок деятельности адвокатуры в Хабаровском крае определяются федеральным законодательством, а также принимаемыми в пределах полномочий края, установленных федеральным законом, законами и иными нормативными правовыми актами края.
     51.3. Организация и порядок деятельности адвокатуры в Хабаровском крае определяются федеральными и краевыми законами.

Глава 10. Местное самоуправление

     Статья 52. Местное самоуправление как форма осуществления народовластия
     В Хабаровском крае реализуется местное самоуправление как форма осуществления гражданами, проживающими на территории края, своей власти, обеспечивающая в пределах Конституции Российской Федерации, федерального законодательства, настоящего Устава и краевых законов самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

     Статья 53. Территориальная организация местного самоуправления
     53.1. Местное самоуправление осуществляется на всей территории Хабаровского края в 2 городских округах, а также 29 городских и 188 сельских поселениях, входящих в 17 муниципальных районов.
     53.2. Границы территорий муниципальных образований устанавливаются краевыми законами.

     Статья 54. Полномочия органов государственной власти края в области местного самоуправления
     К полномочиям органов государственной власти края в области местного самоуправления отнесено правовое регулирование: вопросов организации местного самоуправления в Хабаровском крае в случаях и порядке, установленных федеральным законом; прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти края и их должностных лиц в области местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральными законами; прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения края, а также в пределах полномочий органов государственной власти края по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены краевыми законами в порядке, установленном федеральным законом.

     Статья 55. Совет муниципальных образований Хабаровского края
     В целях осуществления межмуниципального сотрудничества, координации деятельности муниципальных образований, реализации их прав интересов взаимодействия с органами государственной власти образуется совет муниципальных образований края. Совет муниципальных образований края может осуществлять иные полномочия, определенные его уставом.

     Статья 56. Исключена с 1 января 2006 г.

     Статья 56-1. Исключена

     Статья 57. Исключена с 1 января 2006 г.

     Статья 58. Исключена с 1 января 2006 г.

     Статья 59. Исключена с 1 января 2006 г.

     Статья 60. Исключена с 1 января 2006 г.

Глава 11. Экономическая основа деятельности органов государственной власти Хабаровского края

     Статья 61. Экономическая основа деятельности органов государственной власти края
     Экономическую основу деятельности органов государственной власти края составляют находящиеся в государственной собственности Хабаровского края имущество, средства краевого бюджета и территориальных государственных внебюджетных фондов, а также имущественные права Хабаровского края.

     Статья 62. Государственная собственность Хабаровского края
     62.1. В государственной собственности Хабаровского края может находиться:
     1) имущество, необходимое для осуществления полномочий органов государственной власти края по предметам ведения края, определенным настоящим Уставом, краевыми законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами края;
     2) имущество, необходимое для осуществления полномочий органов государственной власти края по предметам совместного ведения Российской Федерации и края, определенным федеральными законами;
     3) имущество, необходимое для осуществления отдельных полномочий по предметам ведения Российской Федерации, возложенных на исполнительные органы государственной власти края федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а так же соглашениями, заключенными в соответствии с федеральным законом между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти края;
     4) имущество, необходимое для обеспечения деятельности органов государственной власти края, государственных гражданских служащих края, работников государственных унитарных предприятий и работников государственных учреждений края в соответствии с краевыми законами.
     62.2. Средства краевого бюджета и иное имущество, находящееся в государственной собственности края, не закрепленное за краевыми государственными унитарными предприятиями или краевыми государственными учреждениями, составляют казну Хабаровского края.

     Статья 63. Управление и распоряжение имуществом, находящимся в государственной собственности Хабаровского края
     63.1. Органы государственной власти края самостоятельно управляют и распоряжаются имуществом, находящимся в государственной собственности края, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федераций, а также в соответствии с настоящим Уставом, краевыми законами и иными нормативными правовыми актами края.
     63.2. Порядок и условия приватизации краевого государственного имущества определяются краевыми законами и иными нормативными правовыми актами края в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

     Статья 64. Бюджетная система Хабаровского края
     64.1. Бюджетная система Хабаровского края состоит из краевого бюджета, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, из которых является ее самостоятельной частью.
     64.2. Краевой бюджет и свод бюджетов муниципальных образований края образуют консолидированный бюджет Хабаровского края.
     64.3. Консолидированный бюджет Хабаровского края обеспечивает финансирование решения вопросов, отнесенных к компетенции органов государственной власти края и органов местного самоуправления.

     Статья 65. Краевой бюджет
     65.1. Хабаровский край имеет собственный бюджет.
     65.2. Органы государственной власти края обеспечивают соблюдение принципов бюджетной системы Российской Федерации и требований, установленных федеральным и краевым законодательством к регулированию бюджетных правоотношений.
     65.3. Формирование, утверждение, исполнение краевого бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами государственной власти края самостоятельно в соответствии с федеральным и краевым законодательством.
     65.4. Средства краевого бюджета могут на договорной основе объединяться с финансовыми ресурсами других субъектов Российской Федерации, а также средствами юридических лиц и граждан, в том числе иностранных, для финансирования совместных экономических и социальных программ.

     Статья 66. Исключена

     Статья 67. Исключена

Глава 12. Основы социально-культурной сферы Хабаровского края

     Статья 68. Образование
     К компетенции органов государственной власти края в области образования относится:
     1) участие в проведении единой государственной политики в области образования;
     2) принятие краевых законов и иных нормативных правовых актов края в области образования;
     3) формирование и обеспечение эффективной работы краевых государственных органов управления образованием;
     4) осуществление иных полномочий, установленных федеральным и краевым законодательством, договором о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти края и соглашениями о передаче осуществления части полномочий между федеральными органами исполнительной власти и Правительством края.

     Статья 69. Молодежная политика
     Органы государственной власти края и органы местного самоуправления способствуют созданию правовых, социально-экономических условий и гарантий для воспитания, социального становления, развития и самореализации молодежи в общественной жизни.

     Статья 69.1. Наука
     Органы государственной власти края участвуют в проведении единой государственной политики в области науки, осуществляют материально-техническое и финансовое обеспечение научной и научно-технической деятельности государственных учреждений края.

     Статья 70. Культура
     70.1. Органы государственной власти края и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для охраны и сохранения объектов культурного наследия регионального и местного значения.
     70.2. Органы государственной власти края и органы местного-самоуправления в пределах своей компетенции способствуют обеспечению деятельности учреждений и организаций культуры.
     70.3. Органы государственной власти края способствуют деятельности творческих союзов и объединений для реализации политики края в области культуры.

     Статья 71. Физическая культура и спорт
     71.1. Органы государственной власти края и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции способствуют повышению роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения края и созданию условий для развития массовой физической культуры и спорта.
     71.2. Органы государственной власти края поддерживают развитие спорта в целях обеспечения подготовки спортивного резерва, сборных команд Хабаровского края по различным видам спорта для их выступлений на всероссийских и международных спортивных соревнованиях.

     Статья 72. Охрана здоровья населения
     Органы государственной власти края и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают предоставление гражданам гарантированного объема бесплатной медицинской помощи в краевых государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

     Статья 73. Социальная поддержка и социальное обслуживание населения
     Органы государственной власти края осуществляют решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан. Меры социальной поддержки и виды социальных услуг, условия и порядок их предоставления определяются федеральными и краевыми законами, нормативными правовыми актами края.

Глава 13. Порядок изменения Устава Хабаровского края

     Статья 74. Внесение изменений и дополнений в Устав Хабаровского края
     74.1. Изменения и дополнения в Устав Хабаровского края вносятся краевым законом, принятым Думой голосами не менее двух третей от установленного числа депутатов.
     74.2. Законопроекты о внесении изменений и дополнений в Устав края, а также поправки к данным законопроектам, принятым в первом чтении, могут вносить: председатель Думы, Губернатор края, группа депутатов Думы численностью не менее одной трети от установленного числа депутатов Думы, представительные органы муниципальных образований края.

Глава 14. Заключительные и переходные положения

     Статья 75. Вступление в силу Устава Хабаровского края
     75.1. Устав Хабаровского края подписывается Губернатором края и председателем Думы и вступает в силу со дня официального опубликования.

     Статья 76. Приведение в соответствие с Уставом Хабаровского края законов и иных нормативных правовых актов края
     76.1. В течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Устава должны быть пересмотрены и приведены в соответствие с ним все действующие краевые законы и нормативные правовые акты органов государственной власти Хабаровского края и нормативные акты органов местного самоуправления.
     76.2. Краевые законы и иные нормативные правовые акты края, действовавшие на территории Хабаровского края до вступления в силу настоящего Устава, применяются в части, не противоречащей его положениям.

     Статья 77. Исключена

     Статья 78. Соответствие Устава Хабаровского края федеральным законам
     78.1. После принятия и вступления в силу федеральных законов об общих принципах организации системы органов государственной власти и местного самоуправления в субъектах Российской Федерации настоящий Устав подлежит обязательному приведению в соответствие с ними.

      Председатель Глава Администрации  Хабаровской Хабаровского края  краевой Думы В.И. Ишаев  В.А. Озеров

 

 Copyright В© ProTown.ru 2008-2015
 При перепечатке ссылка на сайт обязательна. Связь с администрацией сайта.